Руническая магия
На языке богов
Руны Лар - древнейшие знаки Триона. Боги Линий - Лары, - использовали это письмо, когда только явились в мир, потому руны и несут в себе такую силу: называя предмет на рунном языке Лар, вы обращаетесь к первозданной магической сути предмета. К счастью или сожалению, руны Лар - мёртвый язык, ибо никто из ныне живущих смертных не владеет речью Богов. Лишь боги Линий говорили и говорят на нём, но если бы кто-то из смертных овладел этим языком в совершенстве и смог научить этому других, то всякая разница между магом и немагом стёрлась бы, ибо каждый смог изменять мир, творить новое и разрушать старое по собственной воле. Поэтому руны Лар имеют лишь жалкое подобие собственной могущества, и обретают истинную мощь лишь будучи начертаны и напитаны силой. Сделать это могут только маги или артефакторики, ибо только они являются носителями и проводниками даров Созидателей. Это, однако, не мешает "ведающим" крестьянам рисовать руны Лар в качестве оберегов.
Руны Лар делятся на два ряда - Старшие руны (руны элементов и богов) и Младшие руны (руны, посвящённые богам Линий). Двеннадцать первых из триннадцати имеют парные, перевёрнутые значения. При этом смысл руны меняется на противоположный.
Верхний ряд (Старшие руны или Старший круг):
Слева на право: Свет (-Тьма), Огонь (-Вода), Воздух (-Земля), Творец (Истина - Норзот, Ересь), Тефур (Порядок - Кварус, Хаос), Сильерна (День - Ринеция, Ночь).
Нижний ряд (Младшие руны или Круг Лар):
Слева на право: Иврина (Судьба - Тайна), Наинта (Удача - Потеря), Лосгар (Жизнь - Покой), Гвинора (Любовь - Вражда), Талос (Порок - Святость), Рагнор (Воля - Рабство).
Триннадцатая руна - Точка, парного значения нет. Привратница, Смерть, Конец, Пустота. Точка, обведённая кругом - Триединый, лежащий в глубинах Триона.
Использование в волшбе
Само собой, язык, на котором можно обратиться к любому предмету и любому явлению природу, в первую очередь использовали и используют до сих пор маги. В отличие от обычной формулы заклинания, когда магу требуется лишь сконцентрироваться на объекте и воздействии, которое он хочет оказать, и провести через либр или магический посох волшебную энергию, рунические схемы позволяют сделать это воздействие в разы глубже, мощнее и провести энергию наиболее эффективным способом. Поэтому для сложных ритуалов, будь то исцеление лежачего больного, снятие старого проклятия или магической печати, изгнание духа Пустоты или развеивание туч по курсу корабля, чародей обращается к рунам Лар.
В зависимости от цели, которой пытается достигнуть волшебник, ритуал с использованием рунической схемы может представлять собой различное зрелище. Но, так или иначе, маг должен совершить несколько обязательных шагов:
— Найти средоточие энергетических потоков, чтобы получить хороший источник подпитки для схемы*;
— Правильно начертить руническу схему, расположиться в ней;
— Расположить либр и посох в соответсвии со схемой, а также расположить, при необходимости, дополнительные элементы (это могут быть определённые вещества, например, Камни Сути);
— Погрузившись в медитацию, прочесть необходимые магические формулы.
Весь ритуал целиком требует много времени и сил и требует от мага немалой выдержки, концентрации и навыка. Обычно на такое действо уходит целый день.
*Кроме ритуалов изгнания или закрытия межпространственных брешей. В этих случаях задача состоит в том, чтобы круги руновязи в схеме окружили объект.
Свитки заклинаний и рунные камни
Артефакторики, нанося руновязь на поверхность артефактов, зачаровывают предмет, наделяя его особыми свойствами. После этого, при регулярной подпитке и должном уходе, артефакт может прослужить не одному поколению своих хозяев. Однако, творение артефактов стоит очень дорого, как и перезарядка, ибо лишь сами артефакторики знают секрет передачи предмету Скрытой Силы и наделения оного особыми свойствами. Если маг пытается проделать подобный фокус, то едва ли у него у это получится, ибо из всех материй Триона лишь тильзит и древесина Древа Жизни способны выдержать и должным образом провести магическую энергию.
Однако, это вовсе не значит, что нельзя создавать недолговечные носители заклятий. Когда прошёл слух о том, что маги научились использовать разовые чары, нашлось немало желающих воспользоваться этой возможностью. Тем более, что, как и в случае с артефактом, обладание магическим даром для этого не требовалось. Так появились первые заклинательные свитки и рунные камни.
Заклинательные свитки - это готовая формула заклинания, с помощью рун нанесённая на особым образом выделанный пергамент. Всю работу, в том числе по наделению свитка нужным количеством энергии, уже проделал маг*. От держателя свитка, по сути, требуется лишь суметь прочесть формулу. Однако, для этого нужен навык. Именно поэтому лишь маг или артефакторик может рассчитывать, что магический свиток в его руках подействует, как надо. К примеру маг, Стихия либра которого совпадает со Стихией заклинания в свитке, получит 100% эффективности заклинания (без затрат ВЭ). Маг иной Стихии или артефакторик сможет рассчитывать на 75% от номинала действия. Клирик, являющийся служителем одного из трёх Созидателей, имеет те же шансы на успех. А вот совершенно не имеющая отношения к божественной силе персона, будь то воин, торговец, бродяга или король, как бы ни крутился, ни за что не сможет использовать свиток более успешно, чем на четверть его мощности - 25%. И, так или иначе, единожды отработав своё, свиток теряет свои свойства: заложенная в нём магическая энергия просто выжигает его.
*Для создания свитка требуется знание формулы заклинания (или описание оного в книге заклинаний), специальный подготовленный пергамент и маг, который наделит свиток необходимыми свойствами (на зачарование свитка требуется 150% необходимой ВЭ).
Рунические камни более долговечны и надёжны в этом плане. Некрупные куски минерала, размером не более человеческой ладони - но и не менее крупной сливы! - с нанесёнными на их поверхность рунами Лар наделяются Скрытой Силой, сродни артефактам. Делают небольшими их специально, чтобы было удобнее держать, переносить, прятать и использовать. Эффективность извлечения пользы из них остаётся той же, что и в случае со свитками, а вот долговечность, как и цена, варьируется в зависимости от того, что послужило основой для нового рунного камня, или, как привыкли говорить люди недалёкие, новой руны:
— Замутнённые камни
Да. Языком богов, конечно, можно испещрить хоть речную гальку, хоть кусок полевого шпата из под лемеха, хоть окаменелую раковину, хоть кабошон калёного стекла. На выходе мы получим отличную осколочную мину, которая разрывается в руках у того, кто пытается её использовать. Чтобы этого не произошло, умельцы используют только пропускающие свет камни. Те из них, что имеют замутнённую структуру, составляют самую доступную и, вместе с тем, слабую категорию рун: слюда, янтарь, селенит, флюорит, родонит, обсидиан, амблигонит, датолит, лазурит, адуляр, он же лунный камень, цоизит, шпинель, содаит, апатит, жадеит, везувиан, а также мутные кварцы и цимофаны - агат, розовый кварц, оникс, змеиный глаз, кошачий глаз, тигровый глаз. Как видно из списка, сюда входят даже поделочные камни.
Особенности: 3 применения простого стихийного плетения. Вероятность срабатывания - два к трём, вероятность критической неудачи - один к десяти. При зачаровании нужен только маг или только артефакторик с камнем Сути.
— Полупрозрачные камни
Вот это уже другое дело! Более надёжная и благородная основа - более долговечное применение, а полупрозрачная структура даёт лучший эффект! Состоятельные клиенты любят, обзаведшись такою руной, вправлять её, с помощью ювелирных дел мастеров, в оправу и носить в виде кольца или броши... Чтобы при случае проклясть конкурента или, например, опалить ему лицо. Но не будем о грустном: среди клириков подобные камни также имеют хождение, ведь по долгу службы им приходится не только лечить больных, но и изгонять бесов и сражаться с еретиками... Хотя, их послушаешь, так нынче каждый второй - еретик.
В эту категорию вошли: полупрозрачные смарагды - изумруд и бериллонит, - полупрозрачные гранаты - андрадит и пироп, - прозрачные кварцы - горный хрусталь, аметист, цитрин, александрит, - циркон, эвклаз, топаз, тааффеит, данбурит, галит, хризолит, оливин, турмалин, опал, бенитоит, янтарит, демантоид и аксинит.
Особенности: 10 применений простого стихийного плетения, 5 - подготовленного, 3 - простого переплетения. Вероятность срабатывания - девять к десяти, вероятность критической неудачи - один к двадцати. При зачаровании необходим совместный труд мага и артефакторика.
— Чистые камни
Чистейшие и совершеннейшие самоцветы, по праву венчающие рунную корону: алмаз, сапфир, рубин, гиацинт, чистые смарагды - изумруд, аквамарин, морганит, - и чистые гранаты - альмандин, карбункул и цаворит. Далеко не все из тех, кто может позволить себе носить такой камень, может позволить себе превратить его в рунный. Однако результат стоит того!..
Особенности: 20 применений простого стихийного плетения, 10 - подготовленного, 7 - простого переплетения, 3 - подготовленного переплетения. Вероятность осечки - один к ста, критическая неудача - невозможна. При зачаровании необходим совместный труд мага и артефакторика.
— Камни Сути
Неизвестно, кому пришла в голову эта безумная идея. Как неизвестно и то, что с ним за это стоит сделать: озолотить или колесовать? Так или иначе, некоторые не скупятся на то, чтобы заполучить в своё пользование руну из камня Сути. Маленькие, молочно-белые кусочки волшебной породы, не то, чтобы очень редкие, но в силу сферы применимости чрезвычайно востребованные, камни сути, по стоимости легко сравнимые с алмазами, тоже могут быть зачарованы. Однако, учитывая специфику природы камня и его размеры, это очень трудоёмкий процесс, к тому же, требующий контроля за алхимическими показателями камня. Зато на выходе получается руна, в два раза превосходящая рунный камень, сделанный из драгоценного минерала, и даже несмотря на бешеные для простых смертных деньги, всё равно в десятки раз более дешёвый, чем артефакт.
Особенности: один Камень Сути может вместить заряд на 33 простых стихийных плетений, 16 подготовленных, 10 простых переплетений, 5 подготовленных либо на 3 простых заклинания нестихийной магии. При зачаровании необходимо мастерство мага, артефакторика и алхимика.
ВАЖНО: по истечении количества применений любая руна вследствие перегрузок просто идёт трещинами и не подлежит восстановлению.
Примечание: для создания рунного камня требуется количество ВЭ, равное 150% от суммы ВЭ заклинаний.
Колдовские книги
Книга заклинаний, гриммуар, чародейский фолиант - так называют книги, в которых маги держат схемы и формулы заклятий. Дело в том, что, несмотря на всё своё мастерство, возможности мага ограничены одним показателем: памятью. Как ни старайся, невозможно помнить на зубок все тонкости и вариации каждого заклинания, правильность исполнений его пассов и степени концентрации на каждом этапе. Поэтому, чтобы не забивать голову и не распылять силы на многое, маги концетрируют своё внимание на нескольких заклинаниях, оттачивая их применение до совершенства. Все прочие формулы и схемы, которыми хотят пользоваться, они заносят в специальные книги, которые и называются Колдовскими книгами.
От обычной оная отличается тем, что помимо того, каждая её страница сделана из того же пергамента, что и магические свитки, каждая её страница зачарована, а в окладе, секрет создания которого мастер не раскроет никому, кроме самого одарённого ученика, спрятаны камни Сути. И не только они: некоторые книги, хранящиеся у волшебников, узнай власти всю правду об их создании, были бы тотчас сожжены, а её хозяин схвачен и закован в тильзитовые кандалы. Но маги не дураки и не болтают, да и не выспрашивают лишнего у мастеров книжного дела.
Все эти меры необходимы для того, чтобы после прочтения формулы страница не рассыпалась прахом, как случается со свитками. Однако, это имеет побочный эффект: из-за сильной защиты, наложенной на фолиант, маг не способен передать силу формулы в должной мере. Зачарованный оклад просто блокирует часть энергии, создавая помехи в потоках магической энергии. Однако, волшебник может вынести хотя бы половину пользы из своих записей (50% эффективности). И лишь самые могущественные маги способны подтянуть этот уровень чуть ближе к номиналу (75%). Естественно, это касается лишь тех случаев, когда стихия заклинания совпадает со стихией либра мага.
ВАЖНО: Книга заклинаний может применяться в рунической схеме как один из дополнительных элементов.
*Примечание: созданием книг заклинаний занимаются только специализированные мастера-книгопечатники. Создание такой книги требует участия и мага, и артефакторика, и алхимика, и других специалистов.
Рунические схемы
Руны Лар сами по себе не обладают никакими эффектами. Для того, чтобы разбудить дремлющую в них энергию, артефакторики и маги используют системы рунических знаков. В артефакторике это называется руновязью, у магов - руническими знаками и схемами. О технике руновязи написано в разделе артефакторики, здесь же мы рассмотрим только особенности рунических схем для заклинаний.
Правила начертания рунических схем
Для того, чтобы правильно воспользоваться силой рун для своего заклинания, маг должен помнить несколько правил начертания рунических схем и знаков.
Правило первое
Для использования рунной магии, маг должен разбираться в рунах Лар. Он должен знать все возможные закономерности их взаимодействия, ибо каждая руна, внесённая в схему или знак, будет обладать собственным эффектом. Она может усиливать, ослаблять или менять эффекты других рун. Для получения необходимого значения, желательно знать все вариации их взаимодействий.
Правило второе
Необходимо найти правильное место для начертания рунной схемы. Конечно, если мы имеем дело с объектом, тут всё просто: схема просто выстраивается вокруг него, будь то сундук, вокруг которого вычерчивают ловушку или барьер, или демон Пустоты, которого нужно запереть и отправить обратно. Если же маг хочет усилить собственное заклинание, он должен использовать своё чутьё, чтобы ощутить потоки магической энергии вокруг себя и расположить схему в месте их пересечения: так он избавится от ненужных эфирных колебаний и получит максимальную подпитку для создаваемой схемы.
Правило третье
Сама схема представляет собой несколько окружностей. Каждый полученный "круг" имеет собственное обозначение:
I - "обитель". Здесь находится сам маг (или объект заклинания), необходимые элементы и довлеющий знак (см. ниже).
II - "свод". Свод - это предохранитель для всей схемы, для мага или объекта. Он представляет собой 12 рун, записанных в алфавитном порядке.
III - "грань". В этом круге записывается необходимое заклятье: руны вычерчиваются в нужной последовательности.
Рис.1.
Правило четвёртое
В "обители" необходимо начертить довлеющий знак. Довлеющий знак - обязательный элемент любой рунической схемы. Без него сила рун просто не будет вязаться в заклятье и сработает "вхолостую". В зависимости от типа применяемого заклинания существует несколько типов довлеющих знаков, по названиям которых называются и схемы:
Схема Триединого.
Универсальная схема. Применяется практически в любых заклятьях, но чаще всего применяется в обрядах исцеления.
Рис.2. Схема Триединого
Схема Созидателей.
Более сложная руническая схема. Если в схеме Триединого связка заключена исключительно в общем эффекте, то здесь маг связывает между собой эффекты трёх рун, расположенных в вершинах тригона. Как следует из названия, это руны Творца, Тефура и Сильерны. Эту схему, например, достаточно часто применяют демонологи.
Рис.3. Схема Созидателей
Схема Лар.
Схема младших Богов Линий - одна из самых сложных, поскольку магу требуется контролировать энергопотоки шести рун младшего Круга. Зато получаемый эффект может быть самым разнообразным. Однако, следует помнить, что при составлении той или иной связки следует увязывать природу руны (например, "порок" и "покой") со смыслом заклятия
(требуется унять тягу к грехопадению у кого-либо).
Рис.4. Схема Лар
Схема тёмных богов (она же Схема Пустоты).
Применяется лишь в тёмных обрядах некромантов и поклонников Кваруса.
Рис.5. Схема тёмных богов.
Существуют и другие, узкоспециализированные и менее распространённые схемы. Кроме того, некоторые умелые маги дорабатывают начертание схемы под себя.
Правила пятое и шестое
Следующие два правила говорят, что:
а)Если маг находится в "обители", то руны чертятся аверсом к центру, если в "обители" - объект, то аверсом к краю.
б)Есть три ступени закрепления схем.
-Первая ступень - начертание. Схему можно начертить в пыли, на песке, на утоптанной земле - неважно, главное, чтобы она нигде не прерывалась и была чёткой. Поэтому маги, чаще всего, носят с собой мел или другой мягкий минерал, которым можно чертить, или тушь.
-Вторая ступень - закрепление. Схему можно выточить на камне по готовому рисунку, вырезать или выжечь на дереве. К примеру, маги-корабельники часто используют готовые заготовки-тавра с руническими схемами, которыми просто выжигают схемы в нужных частях палубы, дабы защитить корабль. В других случаях у мага под рукой обязательно должен быть крепкий нож, чтобы вырезывать руны.
-Третья ступень - насыщение. Схему можно насытить, напитав её жидкостью с определёнными свойствами. Закреплённую схему можно омыть водой из священного источника, растопленным животным жиром, растительными маслами, вином или даже миром (освящённым маслом оливы с примешиванием белого виноградного вина и благовоний). Особое значение имеет орошение готовой схемы манилью или кровью: и то, и другое вещество дают поразительный эффект, но считается, что убийство существа для насыщения рун равносильно подпитке Пустоты и достойно лишь исполнителей богохульных обрядов. Однако, добровольная жертва, не приведшая к смерти, приветствуется Триединым и Ларами. Поэтому, за неимением другого варианта, маг, для усиления готовой схемы, может воспользоваться собственной кровью.
Маг, владеющий приёмами рунной магии, довольно часто носит с собой алавастр или мирницу, или другой сосуд, наполненный вышеозначенными жидкостями.
(с)Годрик, сын Витаута