Правительство
Кхаспиды управляются Родрым Собором. В него входят входят родрый отче, два хорунжих, два приора и четыре диакона.
Родрый отче - это глава храма Гхарротея, верховный жрец палаты Хрустальной Жилы. Ему помогают диаконы - главы палат. Работа палат сокрыта от посторонних, почти вся их инфраструктура, отделы и цеха расположены под землёй, в естественных подземных пещерах, которые и называют "палатами". Под руководством диакона палата Хрустальной Жилы ведает образованием подрастающих кхаспидов (учеников называют "мцыри"), проведением богослужений, обрядов и состоянием молелен. Палата Алхимии ведает медициной, разработкой новых лечебных, укрепляющих, отравляющих и взрывчатых смесей и эликсиров, а также ведает выплавкой стали вместе с палатой Оружейников. Палата Оружейников занимается вопросами выплавки стали, изготовления вооружения, снаряжения и доспехов для кнехтов, стрельцов, пушкарей и палачей. Палата Воли специализируется на подготовке палачей-волевиков, более других вобравших в себя второй Дар Триединого. Они учатся усмирять тело и подчинять себе свою волю, концентрировать чувства и управлять ритмами сердца. Вместе с ними "искусство воли" постигают и некоторые кнехты.
Делами насущными ведают приораты, во главе которых стоят, соответственно, два приора: Приорат морских дел и Приорат Земельных дел. Первый ведает постройкой, спуском на воду, состоянием и ремонтом всех типов кораблей, морской добычей, сбором пошлин с жителей-иноземцев, заморской торговлей и перевозками. Второй приорат ведает добычей и распределением ресурсов, сбором оброка с земледельцев, мелким судом, ремонтом и строительством. Как диаконам помогают палачи, в подчинении приоров в каждой области стоят мастера.
Военные вопросы находятся в ведомстве Кнехетской хоругви и Хоругви стражи. Хоругвь стражи несёт вахту на боевых кораблях, укреплениях и маяках. В неё входят стрельцы (стрелковые и абордажные отряды) и пушкари (береговая и корабельная артиллерия). В эту хоругвь набирают уже посвящённых кнехтов. Кнехетская хоругвь - хоругвь специализирующаяся на гадоборстве и исполнении поручений Родрого Собора и Палаты Хрустальной Жилы, хотя к этому же порой привлекаются палачи. Кнехетская хоругвь тренирует из мцыри пахоликов. Эта же хоругвь занимается сообщением со всеми кнехтами, пахоликами и палачами, отправившимися за море, и ведёт их учёт. Если кто-то из кхаспидов был уличён в нарушении кодекса, но не явился в срок на Кхаспидхольм, чтобы принять честную казнь, именно они высылают за ним "проводника". Хоругви возглавляют двое хорунжих, главы контор и ямов за морем, а также начальники отрядов стражи, зовутся есаулами.
Место обитания
Собственно Кхаспидхольм. По всему Триону, однако, можно встретить странствующих кнехтов, пахоликов или палачей, отправившихся в паломничество, на Охоту или выполнение некоего важного поручения.
Способ существования
В возрасте пяти лет мальчики и девочки дракенфьенгов становятся мцыри, и девять из десяти дней ежедневно обучаются палачами Хрустальной Жилы наукам, ремёслам, богословию, боевым навыкам и смирению. В десять лет по согласованию с родителями и учителями происходит разделение на классы в науках и ремёслах. В возрасте четырнадцати лет среди всех мцыри выбирают наиболее способных в палачи и пахолики, остальные становятся подмастерьями мастеров приората, продолжая, однако боевое обучение раз в каждые три дня до восемнадцати лет. Молодых палачей разделяют в палаты, где те продолжают изучать науки и жречество, а пахолики отныне полностью посвящены оттачиванием искусства владения мечом, луком, верховой езды, выживания, а также изучения повадок зверей, свойств растений и алхимических снадобий, основам Искусства Воли. В возрасте двадцати лет палачи и пахолики отправляются в паломничество. Оно заключается в поездке на место сошествия Творца - к ступеням главного храма в Альтее. Палачи после этого могут вернуться, пахоликов же ожидает второй пункт. Вторым пунктом является "омовение кама" - убийство вампира. Это может занять долгое время. В качестве доказательства паломник должен привести его челюсти. Когда второй пункт исполнен, а паломник вернулся в Кревхольм, его вводят в Палату Хрустальной Жилы, где он касается Жилы, единожды в жизни заряжаясь пламенем крови Гхарротея. Два верхних клыка вампира из принесённой челюсти после этого добавляются к кремневой руне на гайтане.
Вообще же все дракенфьенги живут общиной. Каждый из них (кроме палачей - они проживают в палатах) имеет земельный участок, который может быть больше или меньше, в зависимости от подвигов или огрех хозяина. Этот участок может обрабатываться тремя способами: им самим, рабами или кормленщиками. В конце сбора урожая с каждого землевладельца взимается оброк - половина всего урожая. Этот сбор распределяется по нуждам, а оставшаяся часть выдаётся тем хозяйствам, которые постиг неурожай. Если же хозяйство несколько лет подряд становится зависимым от таких дотаций, его хозяина переводят в кормленщики его более удачливого соседа. Объединяется только земля (не имущество), и с этого момента они обрабатывают её вместе до тех пор, пока кнехт-кормленщик или его сын не заслужат свой надел обратно.
Некоторые дракенфьенги сознательно сокращают свой надел, для удобства обработки. К ним относятся в основном мастера, ремесленники, горняки и корабельщики. Занимаясь заготовками несельскохозяйственной продукции, им некогда обрабатывать землю, но они сдают оброк в виде другого сырья.
Таким образом, можно выделить, что распространёнными и почётными профессиями на Кхаспидхольме являются жречество, рыболовство, китобойство, горное, сталелитейное, кузнечное, оружейное дело, кожевничество, поделка по камню (недра Кхаспидхольма богаты и дорогими породами, и искусными резчиками) и по кости. Из кхаспидов (в силу богатой практики) выходят самые лучшие на Трионе врачеватели и хирурги.
Однако, основным источником дохода для общины является всё же гадоборство и заказная работа. Гадоборство заключается в том, что странствующие кнехты за плату предлагают свои услуги для истребления различных чудищ, оборотней, немёртвых, некромантов и вампиров. Особо умелые и опытные кнехты и палачи берутся также за снятие проклятий или упокоение демонов. Кроме того, в конторы и ямы иногда поступают прошения на наём кхаспидов в качестве охранения, ловчих, инженеров, алхимиков или лекарей. По строгому договору на определённый срок такая служба разрешена и хорошо оплачиваема, а потому ни сам кнехт или палач, ни сама община не остаётся в проигрыше.
Женщины дракенфьенгов редко покидают архипелаг. В большинстве случаев уделом женщины становится семейный очаг, муж, дети и подворье. Однако, если в женщине дракенфьенгов палачи Воли чувствуют сильную расположенность к Искусству Воли, её делают жрицей палат. Жрицы палат обучаются врачеванию и искусству Воли, выполняя роль сестёр милосердия. От прочих палачей их можно отличить по чадре. Обычно они прикреплены по одной-две к каждой гадоборческой конторе, выполняя роль санитаров и хирургов, но иногда тоже участвуют в облавах. После свадьбы их деятельность заканчивается, но порой жрицы палат дают обет целомудрия и остаются при конторах. Родрый Собор принимает эту жертву, так как относительно обычных женщин Кхаспидхольма жриц палат очень мало.
Порой в домах дракенфьенгов можно найти и иноземцев. Однако, не стоит думать, что им выпало большое счастье зайти дальше квартала иноземцев: на Кхаспидхольме рабство официально разрешено, и это - рабы. Их обривают налысо, оставляя чёлку. Откуда они берутся? Чаще всего, это сильно провинившиеся или задолжавшие иноземцы. Однако, если прочих можно отправить на галеры, некоторых предпочитают оставить при себе. Это специалисты в той или иной области. Их ценят, но и никогда не отпускают: увы, но видевший секреты дракенфьенгов не может уйти из Кхаспидхольма.
Семья
Мужчины дракенфьенги, в силу рода занятий, умирают достаточно часто, а некоторые из палачей (хотя и очень редко и только с дозволения Собора) дают обет безбрачия (считается, что добровольно пресекая собственное семя, служитель Гхарротея, тем самым получает благословение от богов для себя и своего рода). В силу этого, существует определённый "излишек" из девушек на выданье и вдов. Родрый Собор ещё со времён основания общины позволяет доблестным кнехтам и палачам иметь до пяти жён. Причём, если в семье несколько сыновей, и один из братьев, будучи женатым, погибает, один из мужчин рода обязан взять вдову в жёны.
Каждый дракенфьенг имеет не менее одной жены, а от каждой из них - не менее двух детей. Считается горем, если в семье нет сына, потому молодые женщины возносят дары и молитвы на алтарях Теи, чтобы та даровала им первенца мужского пола.
Наследниками имущества считаются все сыновья, наследниками земли и оружия - только сыновья от первой жены.
На общение между юношами и девушками запрета нет, возбраняются только добрачные связи. Потому чаще всего браки создаются по любви. Беря себе жену, дракенфьенг испрашивает сперва благословения у своих родителей на брак с той-то девушкой, и если они дают добро, засылает сватов - двух своих товарищей, которые приходят в дом невесты при параде, в белых бурках и алых башлыках и кушаках, и расхваливают его. Если родители невесты согласны "посмотреть" жениха, то можно считать, что дело сделано. Жених должен отдать тестю калым - "плату" за невесту, реальную или символическую, оговариваемую с отцом. Причём, существует также особый обычай. Если родители невесты не хотят смотреть жениха, но молодые любят друг друга и хотят пожениться во что бы то ни стало, у жениха есть право доказать свою доблесть и достоинство жениться, сговорившись с будущим тестем принести охотничий трофей. Это может быть часть тела какого-то чудища или оружие старого врага рода. Если жених согласен на такие условия и добудет трофей, отец обязан отдать ему свою дочь.
Бегства по любви с архипелага нет - это приравнивается к ренегатству и карается Собором, ибо каждый дракенфьенг - носитель крови, умения и знаний.
Иногда (опять же с дозволения Собора) дракенфьенги женятся на иноземках (чаще всего это эльфийки).