Кодексы, уставы, официальные акты
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться219-01-2015 03:44:54
Кодекс рыцарской чести
“Любезный сын мой,
пора перестать тебе быть домоседом, необходимо тебе поступить в школу
подвигов; всякий молодой дворянин покидает в твои годы родительский кров, чтобы получить
надлежащее воспитание в чужой семье и сделаться сведущим во всяком учении; но Творца ради,
пуще всего храни честь; помни, что ты сын дворянина, и не обесчесть нашего рода; будь храбр, но в тоже время и скромен со всеми и везде; хвала в устах хвастуна есть хула; кто во всем полагается на Творца Триединого и надеется на Него Одного, того и взыщет Творец. Говори всегда последним в собраниях, но в бою бейся первым; всегда воздавай должную хвалу заслугам твоих собратьев; рыцарь, умалчивающий о доблестях своего товарища, все равно что его грабитель. Будь обходителен с низшими и кроток с ними; они возблагодарят тебя сторицей против высших, получающих все как должное им по праву; низший, польщенный твоей обходительностью, распространит повсюду
твою славу и именитость”.
Такие слова говорит отец своему сыну, отдавая его в десятилетнем возрасте на воспитание к одному из главнейших рыцарей. Но основные законы кодекса чести зачитывают кандидату в рыцари на обряде посвящения - акколаде. Вот несколько статей из этих законов, которые могут дать понятие о том совершенстве, к какому обязаны стремиться люди, принявшие на себя рыцарское звание.
* * *
“Рыцарям вменяется в обязанность иметь страх перед Творцом, чтить Его, служить Ему и любить Его всеми силами своими, всей крепостью своей; сражаться за веру и в защиту религии; умирать, но не отрекаться от Триединого”.
“Рыцари обязаны служить своему законному государю и защищать своё отечество, не жалея для него и самой жизни”.
“Щит рыцарей должен быть прибежищем слабого и угнетенного; мужество рыцарей должно поддерживать всегда и во всем правое дело того, кто к ним обратится”.
“Да не обидят рыцари никогда и никого и да убоятся более всего злословием оскорблять дружбу, непорочность отсутствующих, скорбящих и бедных”.
“Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками, но да будут они везде и во всем вдохновляемы честью и правдою”.
“Да повинуются они начальникам и полководцам, над ними поставленным; да живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не возобладают над ними в ущерб правам ближнего”.
“Они не должны вступать в неравный бой, следовательно, не должны идти несколько против одного, и должны избегать всякого обмана и лжи”.
“Да не употребят они никогда в дело острия меча в турнирах и других увеселительных боях”.
“Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшей ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем, и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие”.
“Да не положат они оружия, пока не окончат предпринятого по обету дела, каково бы оно ни было; да преследуют они его денно и нощно в течение года и одного дня”.
“Если во время преследования начатого ими подвига кто-нибудь предупредит их, что они едут по пути, занятому разбойниками, или что необычайный зверь наводит там на всех ужас, или что дорога там ведет в губительное место, откуда путнику нет возврата, да не обращаются они вспять, но да продолжают путь свой, даже и в таком случае, когда убедятся в неотвратимой опасности и неминуемой смерти, лишь бы была видна польза такого предприятия для их сограждан”.
“Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству”.
“Да сохраняют они под своим знаменем порядок и дисциплину между войсками, вверенными их начальству; да не допускают они разорения жатв и виноградников; да наказуется ими строго воин, который убьет курицу вдовы или собаку пастуха или нанесет малейший вред на земле союзника”.
“Да блюдут они честно свое слово и обещание, данное победителю; взятые в плен в честном бою, да выплачивают они верно условленный выкуп или да возвращаются они по обещанию в означенные день и час в тюрьму; в противном случае они будут объявлены бесчестными и вероломными”.
“По возвращении ко двору государей да отдадут они верный отчет о своих похождениях - даже и тогда, когда этот отчет не послужит им в пользу, - королю и начальникам под опасением исключения из рыцарства”.
* * *
В "Кодексе", помимо прочего, провозглашается Семь рыцарских доблестей: мужество, отвага; верность, преданность; великодушие; благоразумие; учтивость, куртуазность, хорошие манеры вообще; честь; вольность, свобода (полная личная независимость, не считая обязанностей перед сюзереном).
Все предприятия рыцарей всегда объявляются с большой торжественностью, что невольно возбуждает в воинах рвение искать славы и наград их подвигам. Рыцари по этому поводу дают обеты, подтверждаемые особыми документальными актами; исполнение этих обетов предписывается религией и честью. Рыцарь обязан не щадить ни своих сил, ни даже самой жизни, если только дело идёт об интересах отечества. Так, во всех случаях рыцари обязаны не изменять своему долгу и чести - об атаке ли идёт дело, или об обороне какого-нибудь выбранного или назначенного места, или же о действительном сражении, в котором приходится нападать и обороняться. Рыцарь сражается ради славы, но не всегда ее приносит только победа: героическая смерть в честном бою считается достойным завершением его жизни.
* * *
Основы "Кодекса" были заложены ещё до основания Империи, в устных правилах и устоях всадников Яшмовой долины и Семиречья, на рубеже VII-VIII веков, а первое известное рукописное издание за авторством сира ван Лихтенштадта увидело свет лишь в середине IX века. Дух свободных и преданных делу людей пронизывает это древнее сочинение, однако, не всегда унаследованные обычаи веют благородством. Анонимный автор одного популярного памфлета "Истоки рыцарства", почти следом за "Кодексом" разошедшийся по рукам, подписавшийся как "сир Божедар д'Уколов", так пишет:
"...Гордыня, провозглашенная церковью за недальновидностию главнейшим из смертных грехов, есть высшее достоинство рыцаря. Месть за оскорбление есть закон для честного рыцаря, в котором нет места прощению! Жизнь человеческая, своя ли, чужая ли малую ценность имеет. Кровь - вода, а война - естество наше. Кодекс рыцарской чести диктует рыцарю, как ему обращаться с равным себе и сюзереном своим. Прочие же сословия – крестьяне, горожане, купцы и им подобные – подлые и чести не имеют. Грубость, пренебрежение, даже грабеж – не есть гнусное дело в отношении их, и даже единственное, чего достойны..."
(с)Годрик, сын Витаута
Отредактировано Гвиденьяр (19-01-2015 04:56:22)
Поделиться319-01-2015 04:40:34
Кодекс ордена Белого Тюльпана
"Кодекс служителей ордена Белого Тюльпана" - главный документ, регламентирующий деятельность ордена. При его прочтении несложно догадаться, что он, по сути, является смешением церковного устава и выдержек из дворянского Кодекса. Так же в нём прописаны служебные обязанности членов ордена.
Исходя из Кодекса можно видеть, что служители могут иметь церковные и рыцарские саны и титулы, но не могут принимать их у иноземных правителей. Они не могут владеть собственностью, кроме личной и, в том числе, личных слуг. Единственное условие, чтобы слуга так же был из числа служителей Белого Тюльпана. Им не вменяется отказ от мирских радостей и целибат, хотя служители, ступившие на путь пожизненного обета, пользуются уважением в рядах Ордена, нося особый верёвочный пояс с узлами по числу обетов, как у монахов. Несмотря на это, орден находится вне ведомства церкви Творца.
Вот некоторые выдержки:
* * *
“Служителям вменяется в обязанность иметь страх Божий, чтить Его, служить Ему и любить Его всеми силами своими, всей крепостью своей; сражаться за веру и в защиту религии; умирать, но не отрекаться от Триединого”.
“Орден Белого Тюльпана служит Императору, законному своему государю, и Творцу, Отцу нашему Триединому”.
“Да будет всегда Орден щитом для человечества и Церкви перед ликом Пустоты или неприятеля. Защищайте своё отечество, не жалея для него и самой жизни”.
“Да не обидят служители никогда и никого и да убоятся более всего злословием оскорблять дружбу, непорочность отсутствующих, скорбящих и бедных”.
“Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками, но да будут они везде и во всем вдохновляемы честью и правдою”.
“Всякий служитель ордена, от неофита и до магистра Ордена, да откажется от земель, и замков, и домов, и лавок, и дорог, и мостов, и копей, и кораблей, и башен, и табунов, и армий, и венца. Келья с альковом отныне крепь твоя, братия - воинство твоё, святой крест на тебе - твой медальон, служение Императору - венец твой, вера в Творца - твои тильзитовые копи”.
“Да повинуются они начальникам, над ними поставленным: неофит куратору, и куратор капитулу, и послушник капитулу, и капитул магистру, и магистр и вся братия да повинуется Императору и Творцу; да живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не возобладают над ними в ущерб правам ближнего”.
“Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего чистого доверия малейшей ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем, и особенно к своим товарищам, оберегая их честь и скарб в их отсутствие”.
“Да не положат они оружия, пока не окончат предпринятого по обету дела, каково бы оно ни было; да преследуют они его денно и нощно в течение года и одного дня”.
“Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это есть оскорбление отечеству”.
“Да сохраняют они под своим началом порядок; да не допускают они разорения жатв и виноградников, и дел богохульных и мерзких; да наказуется ими строго тот, который убьет курицу вдовы или собаку пастуха, или нанесет малейший вред на земле союзника”.
“По возвращении к капитулу да отдадут они верный отчет о своих похождениях - даже и тогда, когда этот отчет не послужит им в пользу”.
“Да содержит честный служитель Ордена своё тело в чистоте, одежды в опрятности, оружие в готовности, а разум в ясности. Да будет умерен в желаниях своих”.
...Последняя же статья гласит:
“И если нарушит кто из братьев свой обет и самое малое из приведённых здесь обещаний, пусть будет предстанет пред судом капитула своего и братьев. И если невелика вина его, да простят братья его на первый раз, ибо каждый имеет право на огреху и исправление. И на второй раз, ибо каждый имеет право на покаяние и прощение. Но на третий да будет признан виновным. Аще последствия вины лишь его коснулись, да будет он пострижен в монахи, дабы замолить перед Творцом грехи своя. Аще же вдруг тень и позор легли от того на Орден и братьев, да будет изгнан он из рядов слуг Творца и навсегда имя его покрыто позором. Аще же злодеяние он какое учинит, да будет предан он суду по закону Императора нашего. Аще же с руки его святотатство учинится, или погибнут люди невинные, или предаст он Орден и братьев своих, да будет он предан в руци Привратницы”.
(с)Годрик, сын Витаута
Отредактировано Гвиденьяр (19-01-2015 04:43:05)