Отвлечённые сведения общего характера
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться213-04-2015 19:40:42
Способы связи и сообщения
До сих пор самыми верными способами сообщения является курьерская почта: адресант пишет письмо и передаёт его посыльному, посыльный - пеше, конно или морским путём, - доставляет письмо адресату. При дворах или военно-административных учреждениях существует целый штат курьеров, занимающихся именно доставками сообщений и посылок. Подобный же штат сотрудников имеют и некоторые учреждения, например, Академия Магии или Купеческая гильдия. Простые же крестьяне и горожане используют для доставки сообщений разовых посыльных, а иногда пользуются услугами паломников и странников. Некоторые корчмари соглашаются принять письмо или посылку от какого-нибудь человека, если адресат должен будет явиться в это заведение позже.
На государственном уровне действует имперская курьерская служба: в каждом постоялом дворе, что стоят на коронных трактах через каждые сорок-пятьдесят вёрст, устроены конюшни, где держат по пятёрке сытых, здоровых и подкованных лошадей специально для курьеров. Отправившись с посылкой, скажем, из Альтеи в Стронхольд, курьер пускает лошадь в карьер и мчится по корнному тракту до имперского постоялого двора. Там он меняет лошадь, если необходимо - ест и спит за казённый счёт, и снова отправляется в путь. Кроме того, на пути из Стронхольда, Гринхольда и Орешка в Альтею устроены курьерские станции, где курьер не меняет лошадь, а передаёт пакет другому курьеру, и тот без всякой задержки отправляется в путь. Это позволяет достичь наискорейшего сообщения. Подобные службы существуют и в Неверре.
В городах и замках кроме посыльных существует ещё один способ связи - голубиная почта. Для этого специально содержатся голубятни. Минус данного способа в том, что он позволяет отправлять лишь небольшие сообщения и позволить себе его могут лишь зажиточные граждане.
Третий способ требует магического умения и солидных трат. Это общение через заряженные хрустальные сферы. Чтобы создать хрустальную сферу, требуется совместный труд артефакторика и мага, чтобы правильно зарядить отшлифованную магически сферу из горного хрусталя до идеального состояния. Через такие сферы, стоящие немалые деньги, маг Тьмы может передать иллюзию, представляющую слепок-изображение пространства в пару шагов вокруг сферы. При этом требуется владение рунной магией и знание местонахождения другой хрустальной сферы, на которую передаётся изображение. Таким образом, внутри второй сферы видят "мираж" пространства вокруг сферы первой. Если же маг у второй сферы создаёт обратную связь, получается своеобразный канал, позволяющий общаться в реальном времени и дающий размытое изображение. Так как подобное общение бывает очень важным, то Залы Миражей, в которых стоит постамент, окружённый рунической вязью и, по возможности, постоянно дежурит квалифицированный маг, существуют практически у всех, кто может себе это позволить: кэссарей, Императора, высоких дворян, у могучих магов, в богатых гильдиях, пограничных крепостях и крупных городах. Но, тем не менее, пользуются услугами данной связи очень немногие.
Поделиться313-04-2015 22:34:07
Медицина
Представления
С развитием медицины дело на Трионе обстоит не так уж и плохо: лекарское дело, травничество и хирургию изучают в монастырях, преподают в банных цехах, медицинских училищах и университетах. После того, как в середине VIII века эпидемия Орр'теннского мора сошла на нет, а оспа в Неверре больше не выкашивает целые города, лекари того времени определили главное: антисанитария - одна из причин заболеваний. Поэтому все цивилизованные жители Триона уделяют должное внимание гигиене: моют руки, раз в неделю моются, а кто может себе позволить - парятся в банях. Спустя около ста лет, во время второй крупной эпидемии чумы в Империи придворным лекарем и хирургом Гаалом Леном было замечено, что крысы являются разносчиками заболеваний.
Он же разработал и сформулировал учение обо всех известных ему в то время симптомах, заболеваниях и методах лечения, перенял изобретённую кхаспидскими лекарями анестезию - снотворную губку, вымоченную в растворе опиума, белены и мандрагоры. Всё это он изложил в своём трактате "Ремесло цирюльника" - он сам был выходцем из цирюльников. Все известные ныне медицинские трактаты так или иначе обращаются к учению Гаала Лена.
Основываясь на существовавшем в ту пору учении триединства о болезни как следствии греха или испытания, Гаал Лен разработал свою теорию, согласно которой любое заболевание - это результат нарушения равновесия в теле четырёх свойств: тепла, холода, влажности и сухости. В теле эти свойства выражались в виде четырёх жидкостей: кровь (тёплая и влажная - Воздух), слизь (холодная и влажная - Вода), жёлчь чёрная (холодная и сухая - Земля), жёлчь жёлтая (горячая и сухая - Огонь). Грех, как деяние, нарушающее равновесие мира, нарушает и равновесие свойств и жидкостей в теле человека. Для восстановления этого равновесия назначались сиропы, притирания, компрессы и мази.
В "Ремесле цирюльника", однако, Гаал Лен не ограничивается описанием исключительно медицинских методов, уделив внимание и народным и знахарским суевериям. На этом часто спекулируют современные недоучки и шарлатаны, продавая святыни, снадобья и амулеты, не имеющие ровным счётом никакой медицинской пользы.
Орудиями лекарей являются пинцеты, зонды, бритвы, ланцеты, кривые и длинные иглы, кетгут, полотнянные бинты, в том числе пропитанные гипсом, губки. Используются различные снадобья, порошки, пилюли, мази и притирки, компрессы, капли и настойки.
Заболевания
Что касается болезней, то, помимо банальных недомоганий сродни переломам, проникающим ранениям, зубным воспалениям, головным болям и ломоте, существуют чахотка, малярия, оспа, чесотка, вши, различные уродства, нервные болезни, гонорея. Встречается, особенно на юго-западе Немона и в Великой Степи, лепра. Обычными спутниками всех войн были и являются дизентерия, тиф и холера, от которых гибнет порой значительно больше солдат, чем от сражений. Однако настоящим бичом Триона является чума. Если поблизости нет мага-целителя, то единственный рецепт, который бытует в народе, это бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.
Целители и монахи
Кто может даровать божественное исцеление, как не прямой проводник божественной воли? Маги-целители способны одним своим касанием улучшить состояние больного. Хотя, в большинстве случаев, сила целителя неспособна подарить гарантированное и, тем более, моментальное исцеление - к именам тех нескольких магов-целителей, которые обладали таким даром, давно приставили прозвище "Святой" и красными чернилами записали в анналах церкви, - они, однако, могут легко снять симптомы заболевания, находящегося в зачатке, резко ускорить выздоровление больного, обезопасить прооперированного от заражения крови. Могут они попытаться снять и проклятье или вылечить безумие.
Подобный дар в миру - на вес золота, а потому маги-целители становятся лекарями и хирургами, помогая себе немагическими методами там, где божественное вмешательство недостаточно. Живут они, чаще всего, при дворах сильных мира сего и монастырях. Некоторые из целителей считают, что негоже продавать свой дар, а потому уходят в бесплатные богадельни. Несколько таких разбросано по миру, куда стекаются больные, паломники и добровольцы со всего света. Живут они тем, что подают им больные и жители окрестностей. Так как, приняв такой образ жизни, целители и их сподвижники клянуться именем Гаала Лена, в народе их прозвали гаалениками.
Лекари и хирурги
Профессиональные врачеватели востребованы всюду, а потому обучение этому ремеслу ведётся повсеместно: почти в каждом герцогстве существует специальное медицинское училище, состоящее на содержании Императора или другого власть имущего. Поскольку о средствах такие заведения могут не заботится, отбор среди обучающихся ведётся строгий, главное требование - знание грамоты. При каждом таком заведении существует больница, куда приходят страждущие, и мертвецкая, где ученики могут практиковаться.
По выходе из заведения ученик получает степень бакалавра медицины, а по прошествии двеннадцати лет практики может попытаться защитить степень магистра. Также врачеванию обучают при монастырях и в академиях. Например, при Военной Академии существует специальное отделение полевых хирургов.
Существуют, таким образом, квалифицированные лекари только при дворах и в более-менее крупных городах и получают за свои услуги очень немалую плату.
Банщики-цирюльники, коновалы, кузнецы
Более широко поставлена практическая медицина, которой занимаются цехи банщиков-цирюльников. Они делают кровопускания, вправляют суставы, ампутируют. Именно к ним чаще всего, в силу доступности, обращаются больные. К мастерству цирюльника в цехе предъявляются высокие требования: он должен в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины. Многие цирюльники, уходя из цеха, поступают в медицинские училища или в полевые хирурги.
Если же недоступна и помощь цирюльников, то люди обращаются к кузнецам и коновалам. Чахотку они, конечно, не вылечат, но вот выдернуть зуб или вправить кости или вывихи могут. Но, в силу болезненности методов, обращаются к ним только в крайних случаях.
Знахари
В глухих и отдалённых деревнях, где нет даже своего кузнеца, обязательно есть знахарка. О качестве подобного лечения, стоящего чуть выше над теми способами, которыми лечат не выходя из дому, можно и не говорить. Однако стоит отдать должное и знахарям: может, они никогда и не слышали имени Гаала Лена, они, однако, дадут фору любому студиозусу в плане травничества. Но в остальном их ремесло пропитано обрядами и суевериями.
Лечат они в основном молитвами, наговорами, отварами и припарками, но могут и рану заштопать. Не факт, правда, что раненый потом не помрёт от заражения крови.
Святыни и амулеты
Народ Триона тёмен, а потому значительная роль в медицине всё ещё отводится суеверным обрядам, воздействию на болезнь посредством символических жестов, «особых» слов, предметов. Большое количество больных часто отправляется в паломничество по святым местам, дабы очиститься от греха. Часто по пути они натыкаются на монастыри или богадельни, где и получают помощь. Однако, часто священные места местных жителей находятся не так далеко: поклоняются священным целебным родникам, камням и рощам, которые посвящены Тее. Часто покупают различные амулеты и святыни в монастырях, у знахарей и просто шарлатанов. Целебные свойства таких оберегов - спорны. Однако иногда бывает, что снадобье, купленное из под полы, оказывается действительно действенным средством. Способность исцелять приписывается также освящённой в храме праздничной пище - мёду, винам и хлебу.
Больницы
Как уже говорилось выше, больницы организуются при училищах и монастырях. Кроме них существуют богадельни. Однако, один вид огромного количества страждущих отпугивает многих потенциальных посетителей, предпочитающих лечится в частном порядке дома и за деньги. Поэтому больницы становятся прибежищем для больных бедняков и странников. Также выше говорилось про богадельни гаалеников, открываемые целителями. Подобные же заведения есть и при некоторых монастырях, где, однако, чаще всего бесплатно предлагаются только услуги простых лекарей. Простым инокам же вменяется в обязанность ухаживать за страждущими. Существует также несколько частных богаделен, содержащихся из кармана сострадательного мецената.
Поделиться426-07-2016 01:43:38
Устройство упряжи
"Не начинай дела с конца, не надевай хомут с хвоста".
Народная пословица.
Начинающие коневоды часто не знают, какую упряжь для лошади выбрать. Из чего состоит сбруя для лошади и какие бывают разновидности, любознательный читатель узнает здесь. Для начала разберёмся в терминологии предмета.
- Сбруя - она же конская упряжь, есть система предметов и принадлежностей для запряжки, седлания и управления лошадьми. Все детали упряжи подгоняются добрым хозяином под свою лошадь. Основные части сбруи: узда, хомут, шлея и седёлка или седло.
- Узда, оголовье - ременная конструкция, надеваемая на голову лошади, к которой крепятся удила и поводья. Может быть кожаной, тканой, веревочной.
- Удила - железная конструкция, вкладываемая в рот лошади.
- Поводья, вожжи - ремни, удерживаемые в руках, которыми производится управление. Возница поводьями давит на удила, посредством чего и управляет лошадью.
- Недоуздок, оброть - недоуздком зовётся уздечка без поводьев и удил, которые снимают, когда лошадь ставят на привязь. У оброти есть свой поводок (один), за который, собственно, лошадь и привязывают.
- Хомут - основная часть упряжи, представляющая из себя деревянные клещи с мягким валиком с внутренней стороны - хомутиной. Стягивается под шеей лошади специальным ремнём - супонью, и удерживается на теле лошади шлеёй. Хомут распределяет нагрузку на плечи лошади, к нему крепятся оглобли или постромки, за которыми и тянется плуг или воз. В более бедных семьях с той же целью используется нагрудный ремень - лямка, - навроде тех, какими бурлаки тянут суда по рекам. Для запряжки волов чаще используется лямка или ярмо - своеобразный аналог хомута, который крепится к рогам и лбу и закрепляется на дышле гужами либо лозой.
- Шлея - ременная система, охватывающая всю длину тела лошади. Служит для удержания хомута в нужном положении при спуске, а также обеспечивает хорошее торможение. Продольный наспинный, оканчивающийся на крупе, и широкий ободовый ремень, в который лошадь упирает ягодицами, крепятся к гортам хомута. Два три поперечных ремня на крупе соединяют ободовый и продольный ремни, а два мочковых ремня (или гужа) пристёгиваются к оглоблям или постромкам.
- Гужи, мочковые ремни - кожаные глухие петли, укреплённые в хомутных клешнях. Гуж обносится поверх оглобли, и в него вставляется нагнетом конец дуги. Таким нехитрым образом, дуга прижимается к оглобле. Если же лошадь запрягается бездуговым способом, то за гужи крепятся постромки.
- Дуга - собственно деревянная дуга, с помощью гужей соединяющая оглобли с хомутом. Посередине дуги закрепляется железное кольцо - зга, через которое пропускается поводок оброти.
- Оглобля - длинная толстая жердь, надетая одним концом (комлем) на переднюю ось повозки.
- Дышло - одиночная оглобля в парной упряжи, которая комлем крепится к передней поворотной оси, служащая для поворота повозки.
- Вага - это поперечная оглобля, употребляемая для запряжки двух и более лошадей для распределения между ними силы тяги. Крепится у комля и конца дышла.
- Постромка - кожаный ремень, который выполняет роль оглобли.
- Седло - деревянная рама с передней и заднею лукой и подкладкой снизу для защиты спины лошади, употребляемая для сидения в верховой езде. Закрепляется на спине лошади несколькими ремнями: под брюхом - подпругой - широким ремнём, - и соединительными ремнями - нагрудником и подхвостником. К нему же крепятся стремена, помогающие всаднику вскочить в седло и удерживать равновесие на скаку.
- Седёлка - широкая ременная система, которая удерживает лошадь в оглоблях и распределяет нагрузку на спину лошади. Седёлка крепится к оглоблям или постромкам двумя парными ремнями: сверху - чересседельником, снизу - подбрюшником. На самой лошади седёлка закрепляется подпругой.
- Чепрак, потник - покрывало, которое защищает спину лошади от повреждения седёлкой или седлом.
- Запряжка - способ снаряжения лошади в зависимости от целей, использованного инвентаря и количества лошадей.
По назначению запряжка бывает:
-верховой;
-хозяйственной;
-транспортной.
По количеству впряжённых лошадей:
-одиночной (одноконной)
-парной (пароконной)
-многолошадной.
По типу используемой сбруи:
-оглобельно-дуговой (крепление оглоблями и дугой; тяга через хомут и оглобли);
-оглобельно-постромочной (без дуги, иногда оглобли крепятся к седёлке, постромки оборачивают оглобли; тяга через постромки, оглобли - для управления);
-постромочно-дышловой (без оглобель и дуги, с хомутом или лямкой; тяга через постромки, дышло - для управления);
-постромочной (без оглобель и дышла; тяга через постромки, управление - поводьями).
Сочетание в одной запряжке постромочной и других типов называется смешанной запряжкой. Многолошадные запряжки всегда смешанные. Простая постромочная запряжка чаще всего используется в сельском хозяйстве, так как пахотные орудия (плуг, борона) обладают большим тяговым сопротивлением.
В многолошадных запряжках лошади подразделяются на свои роли.
-Коренник - лошадь, запряженная в оглобли или припряженная к дышлу (поэтому коренную пару ещё зовут дышловой). Коренник тянет и поворачивает повозку, сдерживает и осаживает ее. Так как на коренниках лежит большая нагрузка, в их качестве используют лошадей более рослых и массивных по сравнению с остальными в упряжке.
-Пристяжная – лошадь, идущая рядом с коренником в паре "на отлёт", тройке, в тачаночной запряжке и ряде других. Припрягается постромочной запряжкой, участвует в поворачивании повозки или сельхозорудия и тянет вперед.
-Выносная – лошадь, припрягаемая впереди коренника. Тянет повозку вперед. Тип запряжки – постромочная.
Существует несколько способов комбинации лошадей в упряжи: тройкой (коренник с двумя пристяжными), единорогом (коренная пара с пристяжным), арбалетом (коренник с выносной парой), цугом (гуськом: коренник с выносной или коренная пара с выносной парой), квадригой (колесничная запряжка: коренная пара с двумя пристяжными). Запряжка четырёх лошадей зовётся "четверик", пяти - "пятерик", шести - "шестерик". Практического значения запряжка более шести лошадей не имеет, потому такие запряжки используются только на особо торжественных мероприятиях.
Поделиться525-08-2016 00:26:52
Правоохранительные ведомства Империи Немон
Под правоохранительными ведомствами понимается совокупность всех государственных структур, осуществляющих охрану правопорядка. Эти структуры финансируются государством, также источником их прибыли являются пожертвования или оплата услуг частными лицами. На всех трёх континентах система правоохранения примерно одинаковая.
СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ
Быть защитником, воином, это мужская работа и она не для хлюпиков
и болтунов. Воину не страшно отдать жизнь за Родину, если у него
есть такая Родина, за которую не страшно отдать свою жизнь.
Всё начинается с армейских казарм. В отличие от дворян, которые, являясь служилым населением, несут воинскую повинность с рождения, прочее население Империи несёт рекрутскую повинность. Но удостаивается её не каждый, а духовенство, монастыри и крестьянские общины вовсе не попадают под рекрутские наборы.
Рекрутская повинность ложится на плечи горожан: раз в десять лет, в начале лета, по всей Империи отправляются эмиссары из армейских лагерей. Приехав в вверенное им графство, они просят графа исполнить волю короля и набрать рекрутов. Граф выделяет эмиссару помощников, и вместе они отправляются по виконтствам и баронствам провинции, набирая рекрутов - по одному "счастливчику" 18-25 лет с десяти семей в каждом городе, с приоритетом к неженатым. Одновременно составляются списки новобранцев. Взяв немного поклажи, чтобы можно было нести на себе, рекруты под надзором помощников эмиссара, сгоняются на окружные пункты, оттуда - в столицу провинции, а уже из каждой провинции каждый ведёт свой отряд в армейский лагерь. Располагаются эти лагеря в каждом герцогстве. На протяжении всего пути, начиная с виконтств, за отрядом новобранцев следует обоз: виконты и графы обязаны предоставить для новобранцев определённое количество провианта и содержания.
В лагере рекруты начинают непосредственную службу. Их стригут, переодевают и распределяют: в пехоту, в лучники, во вспомогательные или инженерные роты. Всем рекрутам выдаются стальной шлем-шишак с наносником и кожаными нащёчниками, стёганый подшлемник длинный холщовый стегач набитый паклей, кожаный пояс, портупея с коротким мечом, кожаные башмаки и обмотки. Пехотинцам выдаётся также длинное копьё и павеза, лучникам - длинный лук и колчан. Армия частично обслуживает себя сама на выделенных каждому лагерю землях, этим занимаются вспомогательные войска: банщики, повара, пекари, конюхи, свиноводы и земледельцы. В инженерные войска попадают те рекруты, что посмышлёней: это плотники, кузнецы, сапёры, пушкари и мастера осадных дел. Всех их муштруют, учат правильно сражаться, держать строй и метко стрелять.
Через год муштры из более-менее обученных бойцов, - старики называют их "однолетками", - выбирают треть и отправляют в марки. Тем рекрутам, что попали в марки, выдают короткие кольчуги, бармицы, рукавицы, нарукавья и сюрко с гербом империи и малым гербом марки. Служат в армии по 20 лет. Жизнь солдата - муштра и учения. Проживают в общих бараках на сто человек. Питаются дважды в день: похлёбка, каша, солонина, солёная рыба, хлеб, квас, в праздники - выпечка, разбавленное вино и пиво. Каждый месяц солдаты получают небольшое жалование на личные расходы, раз в полгода - новое нательное бельё. Через десять лет службы каждый солдат получает возможность быть зачисленным в стражу, право полугодового отпуска, а также, если ему удалось скопить небольшую сумму, право поселиться на армейской земле. И на то, и на другое требуется разрешение коменданта лагеря. Часто бывает, что солдаты договариваются и на общие деньги строят двор на три-четыре семьи: солдаты, поселившиеся на земле, имеют право жениться. По прошествии 20 лет солдат становится ветераном, но имеет право остаться на службе. К слову сказать, во время рекрутских наборов записаться можно и добровольно, что и делают зачастую те, кто страдает от голода или бедности.
Армия, кроме своего непосредственного назначения, занимается подавлением восстаний и волнений.
В сравнении с герцогскими армейскими лагерями, служить в марках - опасно, но более почётно: через пять лет службы солдату-пограничнику выделяют землю для постройки дома и разрешают завести семью, платят двойное жалованье. Солдат в марке находится в непосредственной близости и живёт на земле непосредственно феодалов, хоть и мелких, а потому имеет множество возможностей продвинуться в военной карьере, стать оруженосцем или сержантом благородной особы. Если дети герцогских лагерей имеют право сразу поступить в стражники или матросами во флот, то дети солдат-пограничников имеют возможность сдать экзамены и поступить в Военную Академию.
Пару слов стоит сказать об иерархии армейских структур. Каждая армия для удобства управления делилась на полки (тысячи), в среднем по пять полков на армию. Каждый полк делился на пять рот: рота обеспечения (около двухсот человек), пушкарская рота (около ста, по десятку на орудие), стрелецкая рота (две сотни) и две пехотных (по двести пятьдесят). Роты (кроме пушкарской) делились на четыре-пять взводов, а каждый взвод - на десятки (или расчёты у пушкарей). В коннице деление несколько отличалось вследствие формирования отрядов из рыцарских копий, численность которых могла колебаться от пяти до двадцати человек. Три-пять копий объединялись в отряд, один из командиров копья по традиции выбирался сержантом отряда около полусотни конников. Три-четыре отряда по территориальному или фамильному признаку объединялись в кавалерийскую алу, в которой выбирался лейтенант. Наконец несколько ал объединялись в кавалерийский полк численностью от полутора до двух тысяч всадников. В любом случае конный полк не мог быть разделён более, чем на десять ал.
К каждой пехотной роте или кавалерийское але прикреплялось два-три боевых и столько же магов поддержки. Кроме того в каждом полку в тылу обязательно наличествовала отдельная медицинская рота.
В стражу городов и провинций набирают либо из прослуживших десять лет солдат, либо из солдатских детей. Стражники занимаются в основном охраной порядка в крупных и мелких городах, в портах, охраняют важные прииски и промыслы, охраняют заключённых в тюрьмах или на каторге, патрулируют коронные тракты и мосты, сопровождают важные грузы и лиц, совершают облавы на лихих людей.
Жизнь стражника веселее, чем жизнь казарменная: жалованье стражника выше, снаряжение и питание - лучше, живёт стражник среди людей, может жениться, завести дом и хозяйство. Кроме того, стражники зачастую используют своё положение, получая взятки и услуги, хотя это и незаконно.
В баронствах и небольших городках над стражей начальствует прево - должностное лицо, сочетающее в себе функции командира стражи и дознавателя. В крупных городах над прево стоит капитан стражи. Карьера простого стражника невысока: перевестись на более тёплое место или дослужиться до десятника стражи, а если повезёт, в городе - до сотника. Однако, если он грамотен и имеет заслуги, начальник стражи или местный феодал может рекомендовать его. С такой рекомендацией он имеет право поступить в Военную Академию, чтобы, пройдя специальное обучение, стать капитаном стражи, прево или младшим дознавателем. Особо же отличившиеся стражники рекомендуются в гвардию.
Самый малочисленный класс силовых структур. Гвардия - это отборные воины, мастера своего дела. Чтобы попасть в гвардию, нужно либо очень отличиться в деле стражника, на ниве служения Империи в марках или быть выходцем из дворян. В любом случае, гвардеец во-первых - человек военный, во-вторых - имеет рекомендацию, в-третьих - приносит личную присягу Императору, и в-четвёртых - это рыцарь не ниже айлета, и для выходца из простых слоёв это значит первый шаг на пути к дворянству.
В прямые обязанности гвардейцев входит охрана Императорского дворца и столицы, а также членов императорской семьи, кронпринца и эрцгерцогов, также тильзитовых копей и Академии Магии. Кроме того, в качестве знака особого расположения, Его Императорское Величество может наделить отрядом гвардейцев кого-либо из дворян. Чаще всего такой роскошью бывают одарены герцоги или кто-то из приближённых. И хотя практически любой феодал начиная с графа имеет собственную гвардию, с гвардией Императора они не сравняться - туда попадают лучшие из лучших!
Знаком отличия гвардейцев являются доспехи с золочёными элементами, шлем с забралом и плюмажом в виде двух крылышек слева и справа, а также герб правящей династии Немонесингов на щитах, плащах и кирасах (личные гербы они носят на айлетах).
СЛЕДСТВЕННЫЕ ВЕДОМСТВА
Абсолютно невиновных людей не бывает - бывают виноватые и сопричастные.
Наше дело - найти хотя бы первых.
Дознавательное ведомство было учреждено вместе с реформой судебной системы, до того дознанием ведали непосредственно окружные прево.
Это ведомство готовит и включает в себя следственный аппарат: прево командуют стражей, собирают данные и разыскивают преступников. Примерно тем же, только при тюрьмах и острогах, занимаются дознаватели. Старшие непосредственно ведут следствие, а младшие дознаватели помогают: занимаются канцелярской работой, собирают улики, работают под прикрытием. Они же занимаются пытками и выступают в роли судебных приставов и палачей. Также прево выступает обвинителем в местном суде, а старший дознаватель - в окружном.
Однако, трудолюбие дознавателей часто зависит от социального положения потерпевшего: при расследовании преступлений большее внимание уделяется тем делам, в которых задеты интересы влиятельных лиц, в случае же убийства бедняка или просто представителя среднего класса подобного рвения дознавателями, к несчастью, не проявляется. Дознавательное ведомство имеет в своём составе немало магов - их способности помогают следствию обнаруживать улики, найти которые без помощи магии затруднительно.
Служащие дознавательного ведомства имеют специальную форму. Она представляет собой чёрный камзол и того же цвета брюки. На поясе, как отличительный знак, носят мизеркордий дознавателя.
За хорошую службу прево может быть повышен до старшего дознавателя, а старший дознаватель - до помощника прокурора.
Прокуратура - особая государственная структура, в ведении которой находится дознание в делах, расследуемых на дворянских и императорских судах. На таких судах чаще всего судились либо дворяне, либо государственные изменники, поэтому их ещё называют трибуналами.
Прокурор выступает в качестве стороны обвинения непосредственно на трибунале и ведёт следствие, помогают ему в этом помощники прокурора, набираемые из старших дознавателей и арбитров, и дознавательные ведомства. Часто прокурор выполняет роль тайного советника при дворе герцога или самого Императора. Пределом мечтаний прокурора может быть только пост Верховного прокурора Его Императорского Величества. От дознавателей прокуроров отличает мантия с собольей опушкой и серебряная цепь с медальоном, на котором изображён символ ведомства.
СУДОУСТРОЙСТВО
Право на мнение есть у каждого, право судить - у судей.
Институт права на Трионе сформировался под большим влиянием церкви. Изначально все споры и тяжбы разрешались богословами и духовными отцами. Впоследствии, когда сформировался орден Святой Инквизиции, вопросы судопроизводства и в церкви, и в миру перешли в их юрисдикцию. Постепенно, однако, в том числе, из-за страхов перед методами инквизиции, за разрешением споров стали обращаться к местным правителям - баронам, виконтам, графам. В свою очередь, сами представители знати решали свои вопросы на собраниях равных - дворянских трибуналах, - или у герцога, князя, короля или Императора. Государство, в свою очередь, старалось привести эту нестройную систему в приемлемый вид, и тогда Император принял решение передать полномочия по рассмотрению жалоб специально назначаемым чиновникам.
К началу IX века государство сосредоточило в своих руках судебные функции по всем важным делам. Новая система принесла свои плоды, но судьи действовали независимо друг от друга, а поскольку общего права тогда ещё не было, принимали порой совершенно различные решения по похожим делам. Разумеется, подобное положение вещей не устраивало ни государство, ни простых жителей, ни, собственно, самих судей. Остро был необоходим пересмотр сложившейся системы.
Разработка новой реформы была поручена судье-человеку Зельбу Фаору. Чтобы систематизировать законодательство, ему потребовалось два года. Всё это время Фаор собирал и изучал жалобы имперцев и решения судей по ним. Для этого ему пришлось совершить немало поездок - он хотел исследовать тяжбы не только Альтеи, но и иных городов. Когда Зельб Фаор только взялся за эту работу, он рассчитывал составить единый кодекс, в котором чётко прописывалось бы само правонарушение и наказание к нему, но быстро понял, что при слабом правовом развитии Империи о подобном остаётся разве что мечтать. Тогда-то он и ввёл новое понятие в систему правосудия - судебный прецедент.
«Изучая закономерности нашего права, я столкнулся с таким элементом правовой системы, как развитость судебной практики, - писал Зельб Фаор в своём труде. - Судьи, в силу особенностей развития Великой Империи, оказались, как показали мои исследования, наиболее мощной составляющей законодательной системы. Принимаемые ими решения могут стать прецедентами - образцами для решения схожих дел в будущем. При должной обработке образцы эти имеют все шансы приобрести статус материалов, из которых будет сформирована наша правовая система».
Собственно, именно этой обработкой и занялся Фаор. И за два года он весьма преуспел в своих начинаниях - он не только сформировал прецедентное право, но и смог добиться того, чтобы Император принял его идею и официальным указом закрепил её в государстве. С тех пор и по сегодняшний день судьи принимают решения по различным делам, основываясь на судебных прецедентах. Кроме того, данная система была взята на вооружение и в княжествах Неверры и отчасти даже в Катории.
Судебный прецедент - это решение высшего суда по определённому делу, которое в дальнейшем для иных судей будет считаться обязательным образцом для решения схожих дел. Фаор создал иерархию прецедентов, в соответствии с которой решения высших судов обязательны для низших.
Подобная практика встретила некоторое возражение на местах: население, нравы и традиции Империи были неоднородны, и то, что почиталось за норму в одном краю, не принималось в другом. Тогда с нового указания Императора Зельбом Фаором был составлен также "Уложенный свод законов всех земель Великой Империи", учитывающий различия местных прецедентов тех или иных земель. По территориальному признаку эти законы можно разделить на три группы: Имперское право кланов (jus tribae, которым, соответственно, подчиняются жители Великого нагорья), Имперские право Севера или классическое (jus altium, для центральных и северных районов - Альтингии, Сильвании и Халцеды) и Имперское право Юга (jus hnedium, как следует из названия - в Хнединии и Семиречье). По сути, право кланов и Юга представляют из себя классическое право с небольшими корреляциями под обычаи здешних народов: например, кровная месть только в Великом Нагорье считается смягчающим фактором, а умыкание невест возможно только на Юге.
Таким образом, источниками права в Империи являются "Семь речений", местные обычаи, судебные прецеденты и императорские указы. Чтобы стать прево или младшим дознавателем, необходимо знать хотя бы основы классического права, а для арбитра быть хорошим богословом - бакалавром права или богословия. Но для того, чтобы примерить чёрную шапочку окружного судьи или получить должность помощника прокурора, необходимо было получить образование, дающее достаточно глубокое представление и в области мирского, и в области церковного права. Людей, получивших такое образование, титуловали "магистрами обоих прав". Тот же человек, который успешно сдал экзамен по всем четырём видам права (классическому, праву кланов, праву Юга и богословию - jus ecclesiae), получал почётнейшее в области права звание "Законоговорителя" (его, кстати, номинально присуждают каждому достигшему зрелости Императору как высшему судебному лицу). Это звание - обязательный критерий при назначении на пост прокурора.
Была пересмотрена и сама форма организации судов как ведомств, что также было закреплено реформой судебной системы Зельба Фаора в 812 году. Местные суды постепенно потеряли своё значение, к настоящему времени за ними остаются лишь мелкие тяжбы, все же серьёзные дела рассматриваются теперь в окружных судах.
Главный судебный орган - Дворянский трибунал. Дворянский трибунал составляла родовитая знать герцогства. Ниже стояли окружные суды, на которых дела решали окружные судьи, назначенные на этот пост из старших дознавателей и разбирающие тяжбы. На окружном суде председательствовало трое судей, среди них обязательно был непосредственно расследующий данное дело старший дознаватель. На местах суд осуществляют сами бароны и назначенные прево.
Высшей судебной инстанцией, в которую можно было апеллировать в случае несогласия с решением суда, был Император, который выступал и как непосредственный судья по отношению к своей администрации и к своим подданным.
Любое судебное разбирательство протоколируется приставами и подвергается контролю. За этим следили арбитры - специальные назначенцы-богословы из инквизиции. Арбитры не только помогали судьям принять верное, с точки зрения богословия решение, но и следили за правильностью судопроизводства и пресекали нарушения. Порой арбитры могли выступать как защитники. На дворянских трибуналах и Верховном трибунале заседали трибунальные арбитры. В наше время ничего не изменилось, только арбитраж - как и дознание, - находится теперь в руках ордена Белого Тюльпана.
У каждого судьи имеется также штат помощников - приставов, - формируемый из младших дознавателей. Закон определяет размеры судебных пошлин, выделявшихся на содержание этого штата.
Имеет место и церковный суд, который издревле ведал делами духовенства и боролся с ересью. Он распространяет свою юрисдикцию также и на семейно-брачные отношения, улаживает конфликты между родителями и детьми, решает дела о наследстве и пр. За церковным судом сохранялось право выносить решения по церковным делам своих служителей Триединого. Это право предоставлялось Патриаршему двору как высшему органу управления всеми церковными людьми. Патриаршему суду было оставлено также право быть высшей инстанцией в отношении дел религиозного характера, решения которой можно обжаловать в инстанции светской - дворянском трибунале и Верховном трибунале Его Императорского Величества. Реформа Зельба Фаора установила единую процедуру для светского и церковного суда и ввела одинаковую ответственность для всех судей за злоупотребления.
Наряду с состязательной (для гражданских дел), традиционной формой процесса появилась и новая форма - инквизиционная («сыск», для уголовных дел). Инициатива в расследовании дела и привлечении к ответственности виновного могла теперь исходить не только от частного лица, но и от государственного органа. Это нововведение касается, прежде всего, наиболее тяжких уголовных дел: «лихого», душегубства, разбоя, татьбы с поличным и пр. Розыскной процесс становится прерогативой государства. Но и в проведении следственных действий в состязательном процессе по гражданским делам, возбуждаемым по жалобе истца, роль государственного суда и его инициативы заметно увеличивается. Это касается, прежде всего, споров о земле.
Сторонами в состязательном процессе могли выступать все члены общества. Закон твёрдо декларирует этот принцип - равного суда для всех: «Чтобы Имперского государства всяких чинов людем, от большого до меньшего чину, суд и расправа была во всяких делах всем ровна». Этот принцип являлся основой государственной стабильности.
Исходя из этого, предусматривался отвод судей каждой стороной по мотивам родства или возможного пристрастного отношения к одной из тяжущихся сторон. Давать отвод надо было до начала процесса. Во-вторых, предусматривалась ответственность судей за вынесение «неправых приговоров», в том числе уголовная. Самое мягкое наказание для судей - возмещение иска в тройном размере и уплата всех судебных издержек и обязательное отрешение такого судьи от должности. Применялись и другие наказания: высшие судебные чины (герцоги) лишались чести, то есть всех чинов и званий, выслуженных самими и предками, средние и низшие чины (окружные судьи, бароны) - торговой казнью. Однако, закон предусматривает и некую лазейку для судей - возможность вынесения ошибочного приговора, без умысла и пристрастия, который давал повод для пересмотра дела.
Одним из зол в деятельности суда с древнейших времен была волокита или затягивание рассмотрения дела (главным образом, с целью получения взятки). Законодательство предусмотрело некоторые пути борьбы с ним. За волокитение дела была установлена мера наказания: челобитчик, доказавший волокиту в продвижении дела, получал с суда издержки, по 10 полушек за день волокиты. Судьям за волокиту грозили торговая казнь и тюрьма.
Дело начиналось обычно по жалобе истца - челобитной, в которой излагались предмет и суть спора. Подача жалобы не ограничивалась сроком давности, за исключением споров о земле. Чтобы пресечь земельные споры и стимулировать хозяйственную активность владельцев, судебники установили десятилетнюю исковую давность для земель Императора и пятилетнюю для остальных земель.
На основе челобитной составлялся документ, называвшийся повестной грамотой, которую судебный пристав вручал сторонам. В крайних случаях пристав мог доставить ответчика в суд сам. В самой повестной грамоте фигурировали также сроки судебного разбирательства, цена иска и место жительства ответчика, а также прикладывались все документы (купчие, меновые, заемные и т.п.), которые подтверждали достоверность иска.
Срок суда можно было перенести, предварительно сообщив об этом и уплатив дополнительную пошлину. Сторонам можно было и «полюбовно» оговорить срок судебной тяжбы. Неявка ответчика в суд в назначенный срок влекла за собой признание его виновным без разбора дела и выдачу истцу на 8-й день после срока бессудной (правой) грамоты. Неявка истца влекла за собой прекращение дела. Проиграть процесс можно было и отлучившись с него на срок более трех дней. В случае болезни или другой уважительной причины стороны могли поручать ведение дела своим представителям. Правда, при этом возможности пользоваться всеми процессуальными действиями снижались. Например, сам истец в случае недостатка доказательств мог прибегнуть к традиционному виду доказательства, то есть очистить себя присягой на "Семи Речениях", представитель же не имел такого права, он мог использовать только ордалию.
Суть состязательного процесса заключалась в том, что обе стороны имели на нем равные права и считались истцами, а сам процесс представлял собою одновременно и следствие, и суд. Он проходил в форме диалога между сторонами в присутствии судей. Каждая сторона при этом представляла суду доказательства, выставляла свидетелей. При противоречивых показаниях свидетелей допускались присяги. Судебный поединок назначался только по личным искам, не затрагивающим интересов государства, и строго регламентировался. Наблюдение за поединком вели судьи, в присутствии доброжелателей и друзей сторон. Побежденная сторона уплачивала иск, судные и полевые пошлины.
При рассмотрении земельных тяжб уже в процессе рассмотрения дела при необходимости практиковались выезды на места для выяснения обстоятельств дела, опроса местного населения, исследования межевых знаков и т.д. На это время суд прерывался. Но главными доказательствами в суде являются письменные документы.
При недостатке или отсутствии документов на первый план выходили свидетельские показания, в том числе массовые опросы населения. Законодатель руководствовался при этом теорией формальных доказательств, поэтому количество привлекаемых свидетелей и их социальный состав зависели от размеров иска. Так, иски от 50 империалов и выше требовали опроса 10 человек, причем из числа дворян или чиновников. При иске в 20 империалов достаточна была ссылка на 10 человек из купцов, ремесленников, старост. При малых суммах иска к свидетельству могли привлекаться крестьяне, нелюди и даже женщины.
Важным видом свидетельских показаний являлась ссылка из виноватых: когда кто-либо из свидетелей одной стороны обнаруживал незнание дела или показывал против стороны, за которую свидетельствовал, дело автоматически решалось в пользу другой стороны. Существует также практика общей ссылки или «общей правды», когда обе стороны привлекали в качестве свидетеля некое третье лицо (или третьих лиц). Слово общего свидетеля обжаловать было нельзя, ибо, как гласил закон, истец и ответчик «сами собе тех третьих излюбили». При особых обстоятельствах (отсутствии общей ссылки или ссылки из виноватых, при равенстве доказательств) мог быть проведен повальный обыск, то есть опрос местного населения, среди которого предпочтение отдавалось очевидцам событий. Население не могло уклониться от опроса, а за «лживые обыски», то есть ложные показания, могло подвергнуться штрафу («пени»), до 1 империала с крестьянина.
В качестве свидетеля в суде могли выступать все совершеннолетние лица. Не могли свидетельствовать в суде: жена против мужа, дети против родителей, крестьяне против своих господ. Явка свидетелей в суд была обязательной. С не явившихся мог быть взыскан весь иск.
Дача свидетельских показаний и повальный обыск завершались присягой. Присягать могли лица не моложе 20 лет (с 15-ти в виде исключения), присягу на одном деле можно было давать трижды. Иноземцы приносили клятву по своей вере. Женщины тоже допускались к присяге. Присягой пользовались и при выяснении истины, когда отсутствовали другие доказательства. Вопрос о том, кому идти к присяге, истцу или ответчику, решался жребием.
Строгий порядок имел и сам судебный процесс (судоговорение). Стороны должны были стоять перед судьями и отвечать «вежливо, и смирно, и не шумно, и перед судьями никаких невежливых слов не говорити и меж себя не бранитися». Оскорбление суда являлось уголовно наказуемым деянием: за ругань в суде следовала неделя тюрьмы и штраф, за драку - в двойном размере, за угрозу оружием без последствий - батоги, с ранением - кнут. Убийство в суде наказывалось смертной казнью. Ещё более суровыми были наказания за действия против чести и здоровья судей: за оскорбление словом - кнут и штраф, за удар и ранение - отсечение руки и двойной штраф судье, за убийство - смертная казнь и кабальные долги потерпевшего.
Рассмотрение дела в суде (вершение) фиксировалось в протоколе. Протокол оседал в архиве приказа. В нем фиксировались свидетельские показания, приводились цитаты из документов, выводы по обследованию местности. По итогам вершения выносился приговор (с указанием имен судей). Он считался окончательным, если не было данных, компрометирующих судей или порядок судопроизводства. Если они имелись, можно было апеллировать к суду Герцогов и короля. Но повторение иска против того же лица запрещалось под страхом наказания батогами и уплаты штрафа.
Стороны получали копии приговора с подписями должностных лиц и печатью окружного суда. Исполнением судебного решения занимались приставы. Несостоятельных должников подвергали торговой казни, после которого следовала продажа дворов и имущества или отдача его на работы до уплаты долга. Истец, однако, не мог увечить или убить должника и по окончании срока отработки возвращал его в суд, откуда взял. На торговой казни должника можно было выкупить, заплатив его долги. Время экзекуции зависело от суммы иска. За 100 империалов долга торговая казнь осуществлялся в течение месяца. На торговую казнь выставляли иногда и поручителя, а вместо феодалов - крестьянина. Применялось и тюремное заключение для злостных неплательщиков и неотработчиков, сроком до 5 лет.
Начинался по инициативе государства и усмотрению государственных органов (но и по инициативе «добрых людей»). Главными здесь были Прокуратура и Дознавательное ведомство. Судоговорение на таком процессе заменялось допросом обвиняемого, который вел судья, сам изыскивавший доказательства преступного деяния, устраивавший очные ставки, подвергавший обвиняемого пытке в случае необходимости.
Поводом к возбуждению дела могла стать и здесь письменная явка, то есть заявление потерпевшего о краже или разбое или привод обвиняемого с поличным. Стоимость поличного не играла роли. В поимке преступника участвовало все население места, которое было обязано оказывать помощь подвергавшимся грабежу или разбою. Отказ от помощи рассматривался как особая форма пособничества преступникам и карался штрафом и кнутом. Но закон давал гарантии безопасности преследователям татей и разбойников: оговор их в преступлении со стороны задержанных не имел силы. Обстоятельства дела выяснялись на допросах, при проведении которых могла применяться пытка - «пристрастие». Она помогала добиться собственного признания преступника, на котором базировался приговор. К пристрастию прибегали и тогда, когда взятый с поличным уже сделал признание в татьбе или разбое. Так выявляли сообщников и добивались признания «в иных разбоях и татьбах», то есть в других аналогичных преступлениях. Даже иск потерпевшего удовлетворялся не по его заявке, а по показаниям обвиняемого под пыткой.
В условиях роста профессиональной преступности, разбойничьих шаек, стало развиваться специальное процессуальное действие - облихование. Оно помогало отличить «лихого человека» от обычного преступника. Облихование включало в себя опрос добропорядочного местного населения (повальный обыск) о возможной принадлежности подозреваемого к категории «лихих». Такой вердикт большинством голосов выносили 20 человек «добрых людей» (присяжные заседатели). Если голоса разделялись поровну (10 - за, 10 - против), к подозреваемому применялась пытка. Не признавшего себя на пытке «лихим» при равенстве голосов заключали в тюрьму до открытия новых обстоятельств по делу или брали на поруки местные жители. Но чтобы «облиховывавшие», то есть дававшие показания «обыскные» люди не возводили напраслину по вражде, закон ввел для них наказание кнутом за ложный вердикт.
Основанием для возбуждения уголовного дела могло стать также показание под пыткой, в результате которой выявлялись соучастники преступления. Показание под пыткой влекло за собой очную ставку, во время которой «язык», давший показания, ставился «на очи» с оговоренным и опознавал его. Опознанный, в свою очередь, вовлекался в дознание, со всеми его прелестями, пыткой, повальным обыском. Правда, что касается людей «знатных», то есть известных в округе, то сначала оговор надо было подтвердить повальным обыском, а уж потом следовала пытка. Причём закон оставлял облихованному право опротестовать результаты «обыска» на том основании, что «люди лиховали по недружбе». В таком случае назначался повторный обыск, а потом пытка. Если сознавался - подвергали казни, если нет - сажали в тюрьму «по обыскам».
Допрос под пыткой для служилых людей применялся лишь тогда, когда соучастники преступления из числа принадлежащих им крестьян подтверждали донос под пыткой. То есть сначала пытали их людей, а потом их самих.
Последнее. Розыскные дела могли быть приостановлены или прекращены только по решению суда. Приговоры и решения не подлежали обжалованию и приводились в исполнение самими органами судебной власти. Для исполнения смертной казни судьями назначались особые люди - палачи.
Политические преступления расследовались с особой тщательностью. Такой процесс всегда начинался с текста доноса на то или иное лицо о его преступном замысле или уже о совершившемся преступлении. Можно было выкрикнуть в общественном месте известную фразу «Слово и дело государево». Произнесший ее считался осведомленным в некоем заговоре, и должностные лица обязаны были немедленно доставить его в Альтею. Чаще всего выяснялось, что фраза эта прозвучала по «пьяному делу», в ссоре и имела основанием желание отомстить недругам или скрыться с места жительства. Лишь немногие подобные случаи представляли реальную государственную угрозу. Но в любом случае проводилось следствие, сопровождавшееся пытками с целью выбивания показаний, очными ставками изветчика с обвиняемым, с повальным обыском (если речь шла о действии «скопом» или о мятеже). Важно отметить при этом, что допрос с пристрастием начинался с самого изветчика, который при отказе от обвинения наказывался кнутом. В случае, если и сыск не подтверждал обвинения, доносчику следовало то наказание, которое предполагалось обвиненному человеку.
Окончательное решение по политическим делам выносил Император.
Поделиться625-08-2016 00:30:57
Правоохранительные ведомства ксариатов Неверры
Под правоохранительными ведомствами понимается совокупность всех государственных структур, осуществляющих охрану правопорядка. Эти структуры финансируются государством, также источником их прибыли являются пожертвования или оплата услуг частными лицами.
ОРДЕН СТРАЖИ
(Херен Рив)
Граница – воображаемая линия между двумя государствами,
отделяющая воображаемые права одного от воображаемых прав другого.
Вместе с подписанием Кровной Хартии и составлением судебника, получившего имя Неверрской Правды, в 80-е годы VI века был учреждён Орден Стражи или, как его ещё называют, Орден Границ. Эта мера изначально так же должна была служить тому, чтобы охранять границы ксариатов и пресекать возникающие меж кланами конфликты. Самих членов ордена звали "бдящими за границей" - thiriv, что было быстро переиначено иноземцами в более привычное людскому слуху "шериф". Иногда рядовых членов ордена зовут просто "рив".
Постепенно функции шерифов расширялись. Кроме досмотра за границей добавились полноценные полицейские функции, включавшие в себя поддержание порядка на трактах, ярмарках и в городах, помощь в подавлении восстаний и клановых конфликтов. Затем шерифы стали заниматься поиском опасных преступников и смутьянов, выдавать их на суд и присутствовать на судах в качестве княжеских приставов, а также появилась должность вирника, доставлявшего кэссарю его долю со всякого уплаченного лестиара. Наконец, с введением налогов на урожай ривы стали ещё и сборщиками налогов, а с усложнением функций государства - княжескими придворными слугами, чиновниками и личной гвардией.
Сословие ривов постепенно стало весьма престижным. Жизнь шерифа стала цениться наравне с жизнью знатного эльфа, они не платили налогов, получали жалованье непосредственно от своего Ард-Риа. Постепенно был сформирован институт местничества - sadoran. За долгую и исправную службу шериф получал в пожизненное пользование от кэссаря земельный участок или пастбище с поголовьем скота - sad, сам он теперь назывался sador ("верный"). Сад не должен был превышать более одного фарна, у садора не могло быть других семейств в подчинении, однако ему в помощь давалась пара слуг из литов или холопов. С этого момента шериф имел право вступить в брак. Дети от этого брака становились ривами и обязаны были служить тому же кэссарю. Сам земельный надел мог выдаваться в любой части государства, не обязательно на княжей земле. Тогда клан, в землях которого должен был поселиться шериф, получал приказ выделить участок для него.
Шерифами становятся либо по рождению, либо из холопов и литов действующего князя. При этом существовал путь для любого эльфа вступить в орден: он должен был продаться в холопы кэссарю, тем самым отрезая себя от своего клана, а спустя седмицу поклясться ему в вечной верности. Лит князя мог сделать это в любой момент. С этого момента жизнь поклявшегося принадлежала кэссарю, он больше не мог получать лестиар и исключался из линии наследования. Однако, вместе с тем росло и его социальное положение. Поступить в шерифы было, зачастую, наилучшим выходом для изгоев. Главными требованиями были физическое здоровье, военная служба, владение грамотой или личная доблесть.
На каждый Великий Ксариат был лишь один Орден Стражи, подчинявшийся лично Ард-Риа. Хотя прочие кэссари тоже создавали отряды, наблюдавшие за границами их владений, которые носят имя "ривов" или "ривиров", то есть пограничников, но от этого их социальный статус не изменялся.
Каждый шериф был приписан к определённому отряду - десятку, которым командовал десятник (cancaer). Десять десятков составляли сотню с сотником во главе (canharan), а десять сотен, соответственно, составляли тысячу, которой командовал тысяцкий (canmeneg). В командиры старались назначать опытных, доказавших свою верность стражей - садоров. Тысяцкие подчинялись непосредственно великому князю, Ард-Риа. Каждая тысяча имела своё собственное знамя и знак, который нашивался на одежду в знак принадлежности данному соединению. Каждой тысяче, реже - сотне, приписывалась своя область полномочий: дворцовое управление, надзор за казной, надзор над чеканкой монет, соблюдение порядка в той или иной области и прочее. По месту своей изначальной дислокации тысяча или сотня получала имя.
Располагаясь в своей области, отряд шерифов располагался в специально отстроенных острогах рядом с центрами клановых земель, важными переправами, объектами или вдоль оживлённых трактов. Здесь, кроме содержания из столицы, они получали условленное количество припасов от местного населения.
ЭЛЬФИЙСКОЕ ПРАВО
Право есть искусство доброго и равного.
Справедливость - совсем иная категория...
Формирование единой государственности у эльфийских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древненеверрских обычаев. Сборником таких записей обычного права эльфов является Неверрская Правда, созданная в 583-590 годах - в первые годы после подписания Кровной Хартии. В течение ряда веков первоначальный текст этого судебника переписывался, дополнялся и изменялся. В результате Неверрская правда характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий, ей присущ казуистический характер. Описанные правовые действия и акты отличаются формализмом. Основное содержание Салической правды - нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о праве собственности на землю, обязательственном и брачном праве.
Отличительная черта эльфийского общества - наличие общины. Однако наряду с общинной собственностью клана уже существует и индивидуальная собственность семей - аллод. Однако каждый владетель аллода был обременён обязанностями в пользу семьи и клана, а каждый клан - в пользу своего нома. Такой порядок вещей создаёт довольно замкнутые мирки в каждом отдельном поселении, жители которого почти поголовно являются представителями одного клана. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует статья «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в фарн к другому, и если один или несколько жителей фарна захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если же пришелец все-же поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Поскольку эльфская община является кланом, сородичи играют большую роль в жизни свободного эльфа. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, а в случае убийства или нанесения увечья сородичи участвовали в получении и уплате штрафа - лестиара. Система родственных отношений у эльфов применяется не только к распределению наследства, но и к раскладке денежных штрафов, после подписания Кровной Хартии занявших место кровной мести: к платежу и получению этих штрафов родственники призывались в том же порядке, как и к наследованию.
Однако, с развитием права появился способ избежать коллективной ответсвенности. Статья «О желающем отказаться от родства» выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей. Публичный отказ от клана в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении лестиара, от наследства и от других отношений с родичами.
Знать - кэссари и ки'саар, - маги и жречество составляли элиту эльфов. Они платили самую маленькую цену крови, зато за них она была самой высокой. Маг, жрец или кэссарь не могли быть обращены в холопов. К знати нельзя было применять телесные наказания иначе как по прямому приказу правителя либо за военные, государственные или религиозные преступления. Кроме того, они имели право откупиться от любого наказания, которые не относились к этим категориям.
Основную массу свободного населения ксариатов составляют сельские общинники - нандоры или мавры. Жители городов, занимающиеся в основном ремеслом, называются саномы. Почти каждый эльф является воином клана - махтаром или маефором. Особое место занимают княжеские дружинники - шерифы или Стража. Они являются служилыми людьми, выполняющими одновременно функции княжеской гвардии, регулярной армии, полиции, сборщиков налогов и другие. Об особом статусе служилого сословия говорит то, что штраф за убийство шерифа в полтора раза превышал штраф за убийство простого свободного эльфа.
Неверрская Правда говорит также о вольноотпущенниках. Вольноотпущенники, литы - это отпущенные на волю потомки холопов. Правовое положение их было выше, чем у холопов или изгоев, потому что в момент отпущения на волю они становились личносвободными членами клана, к которому принадлежал их господин, и считались членами его семьи. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, не могли наследовать ему или его родственникам и владеть общинным скотом или землёй, однако литы имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными, а их дети становились полноправными общинниками. Особый акт освобождения делал литов полноправными членами клана.
Самое низкое положение в обществе занимали холопы. Когда-то холопы были рабами, однако Кровная Хартия запретила институт рабства, оставив лишь его пережиток. Холопом становился ребёнок, прижитый холопом в холопстве, или должник, не имеющий возможности выплатить долг, или лицо, продавшее себя при свидетелях другому общиннику, или тот, кто вступил в брак с холопом. В первом случае холоп был холопом всю свою жизнь, если только его господин не делал его вольноотпущенником или его родитель, перестав быть холопом, не выкупал его у бывшего господина. Во втором случае должник был холопом до полной отработки долга, срок которой устанавливал суд, на котором должника отдали кредитору. В третьем случае продавшийся поступал в холопы сроком на год, по выходе получая оговоренную в начале сумму монетой, зерном или скотом. В последнем случае оба супруга были холопами до тех пор, пока не получит свободу тот, кто уже пребывал в холопстве на момент вступления в брак, при этом требовалось одобрения господина.
Когда свободный становился холопом, его права резко усекались даже в сравнении с литами: на время холопства холоп не являлся членом какого-либо клана, не мог выступать в суде, не участвовал в получении и уплате лестиара, не мог наследовать скот и землю, не мог участвовать в сделках, не мог брать в долг деньги или имущество. Холоп не имел права бежать от господина, уходить в маги или в отшельники. Тот, кто укрывал беглого холопа, выплачивал штраф и должен был быть побит палками на площади. Холоп нёс различные повинности и выполнял оброки в пользу своего господина, госодин же имел право наказывать холопа за провинности или плохую работу. За преступления, совершённые холопом, отвечал его господин, возмещая ущерб потерпевшему либо отдавая холопа потерпевшему. Лестиар за убитого или покалеченного холопа был ниже, чем за свободного или лита. Со смертью господина обязательства холопа перед усопшим наследовались его преемником. В отличие от махтара или лита, холопу было запрещено носить пояс и оружие, кроме ножа, топора и лука (т.е. орудий ремесла и охоты).
Однако юридически холоп всё же отличался от имущества и скота. Неверрская Правда запрещала господину убивать или калечить холопа. Холоп не мог быть предметом мены, дарения и торговли, однако сам мог получать дары (собственно, свобода "дарилась" господином холопу) и наследовать имущество. Господин был обязан ежедневно кормить своих холопов, а если хозяин плохо обращался с ними, они имели право пожаловаться главе клана своего господина об этом. Имущество холопа поле его смерти переходило его супругу, затем - детям и внукам, только потом - господину. Господин мог сожительствовать с холопкой, но не мог брать её силой, а обязан был преподнести ей дар. Дети от такого сожительства были холопами, но господин при народном собрании мог назвать их своими детьми, что делало их свободными.
Наконец, существует категория эльфов, изгнанных из клана - изгоев, годноссир или уландир. Они были почти так же бесправны, как и холопы. Из преимуществ перед последними, годноссир имел свободу передвижения и сделок, сам отвечал за себя в суде, имел право носить оружие. Однако изгой так же, как и холоп не состоял ни в каком клане, не мог вступать в брак со свободными и литами, лишался права наследства и мести, хотя с него самого могли потребовать лестиар, а если годноссир убил общинника, то родственники последнего даже имели право убить его. Кроме того, изгою под страхом смерти было запрещено возвращаться в земли родного клана и носить его имя. Чаще всего изгои либо вовсе покидали берега Неверры, либо подавались в наёмники или холопы.
Основная часть всей земли в ксариатах является землёй общинного пользования, принадлежащей тому или иному клану, которая не может быть отчуждаема в чьё-то личное пользование. Исключение составляют личные владения кэссарей, которые одновременно являются государственной землёй, на которой располагаются важные крепости, производственные мощности, хранилища, монетные дворы и прочие важные объекты инфраструктуры.
Однако не абсолютно вся земля принадлежала клану. Дома и приусадебные участки находятся в индивидуальной собственности семьи, на них проживающей, составляя аллод, а вот пахотная земля и пастбища сохраняются в собственности общины, хотя и находится, технически, в пользовании отдельных семей. Ежегодно клан проводит передел земли, деля между родственниками общие земли на грядущий сельско-хозяйственный цикл в зависимости от числа лиц мужского пола. В светлых ксариатах ринадлежащий семье участок огораживается, а после уборки урожая превращается в общее пастбище, на это время снимаются все изгороди. Пока изгороди не сняты, их нарушение влечёт за собой ответсвенность.
Аллод передавался по наследству по линии матери согласно лествичному праву: сперва старшей сестре, затем младшим сёстрам, затем дочерям старшей сестры и так далее. Право свободно распоряжаться наследственными наделами принадлежало только общине. В случае отсутствия родственников по женской линии, аллод наследовали супруг или сыновья умершей, если же не было и их, земля переходила в распоряжение общины. Если случалось так, что умерший был последним человеком в клане, земли его становились выморочными и переходили во владение вышестоящему роду, а бывшие в подчинении кланы переходили в подчинение ему же. При этом десятая часть земель переходила во владение кэссаря по выбору последнего, а жившие на этой земле кланы и фарны либо становились насельниками, либо приносили присягу кэссарю. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. Неверрская правда не знает купли-продажи или дарения аллода, однако существовало право мены и аренды земли. Путём земельной аренды устанавливалась зависимость, по которой арендатор отдавал владельцу земли десятую часть прибыли, либо арендатор отдавал лишь оговоренную сумму. У тёмных эльфов в основе аренды лежала собственно отдача в пользование не земли, а скота (так называемый mavo - скот).
Обязательственные отношения по Неверрской Правде не так распространены, как в имперском праве. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, найм, мена, дарение, передача денег в рост, завещание. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Истребование долга происходило в строго установленной форме. В Неверрской Правде описан процесс принуждения неоплатного должника к выплате долга, описи его имущества и продаже его в холопы.
Здесь же указано, что всякое семейство обязано своему князю по осени отправлять одну двадцатую часть годового дохода и оброк в одну двадцатую часть прибыли скота или урожая (тафэн). Кроме того, вышестоящему клану всякое семейство обязано было отправлять одну десятую часть урожая оброком (паэн), но теперь всё чаще оброк заменяется денежным эквивалентом. Те кланы, что проживали на княжеской земле и подчинялись непосредственно князю, платили только тафэн.
Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Умыкание невесты, распространённое когда-то среди тёмных эльфов, с конца VI века незаконно и наказуемо штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: состояние в законном браке, состояние лица вне закона или вне церкви (предан анафеме), исповедание не Триединства, наличие близкого кровного родства (ограничение на два рода: родители с детьми, дяди с племянниками, двоюродные кузены), несвободное состояние человека, возраст (не моложе 40 лет). Кроме того, обычай светлых эльфов требует благословения родителей, у тёмных же эльфов достаточно обоюдного желания влюблённых (однако, это не значит, что молодые будут свободны от общественного порицания недовольных выбором родственников).
При заключении брака жених вносил выкуп и брачный дар, величина которых варьировалась от возраста, высокородности невесты, достатка её клана и положения в обществе. Брачный дар шёл в пользу невесты, и после смерти одного из супругов сохранялся и передавался детям. Выкуп за дочь шёл в пользу отца, но при последующих браках известная часть его, увеличивающаяся с каждым новым браком (закон предусматривает 12-кратный выход замуж), обращалась в пользу дочери. Когда отца заменял брат или другой опекун, он получал половину причитающегося отцу.
Положение женщины в семье определялось довольно сильным влиянием матриархального строя. Когда супруги были равны как по общественному положению, так и по вкладам, внесённым ими для составления общего имущества, то жена пользовалась одинаковыми правами с мужем и один без другого не мог вступать в сделки. В случае неравного брака преимущественное значение в домашних делах принадлежит более высокородному из супругов, либо тому, кто сделал больший вклад.
При расторжении брака каждый из супругов берёт свой вклад целиком, благоприобретённые же имущества и дети распределяются между ними на основании особых правил: дети, недвижимость, холопы и скот остаются за женой, всё прочее движимое имущество, кроме личных вещей жены, достаётся мужу. Имущество, полученное ими в наследство или в дар, кроме денежных средств, остаётся в их собственном владении. Денежные средства делятся в соответствии с величинами брачного вклада каждого из супругов. После раздела имущества муж возвращается в свой прежний клан.
Наряду с обычным браком, Неверрская Правда предусматривает форму брака, совершаемую на один год. Такой брак не освящается в храме, а величина выкупа и брачного дара составляет лишь четверть от полной суммы. Подобные браки заключаются молодёжью, чтобы проверить собственные чувства.
Было известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось в следующем порядке: первую очередь составляли супруги, потом дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского родства, свидетельствовал о силе матриархата. Что касается недвижимости, то мужчины исключались из числа наследников. Аллод передавался только по женской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично в народном собрании по строго установленной форме. Имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.
Основное внимание в Неверрской Правде уделяется преступлениям и наказаниям. Изначально ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие у эльфов не было, было лишь понятие athea, что значило "справедливый, полезный". Из него в VI веке родился термин athan - "закон" или "право", и его противоположность - umathea, "умафеа" или "мафеа", т.е. беззаконие, правонарушение. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включается причинение вреда личности или имуществу, нарушение королевского мира, обычаев и границ клана или устоев веры.
Все известные Неверрской Правде преступления можно свести к пяти видам: 1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др.); 2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж); 3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) нарушение княжеских указов (примером может служить титул «О переселенцах»); 5) преступления против веры (распространение ереси, святотатство и др.). В Неверрской Правде упоминаются отягчающие обстоятельства (умысел, групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные эльфы, но также литы и холопы. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа кэссарю за нарушение княжеского мира.
Создание Неверрской Правды характеризуется попыткой отмены обычая кровной мести. Взамен кровной мести устанавливается выкуп: лестиар (цена крови) - за убийство, членовредительство и бесчестье. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста и был достаточно высоким: жизнь свободного эльфа оценивалась в 40 золотых монет. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась кланом клану. Выкуп делился на три части: семье убитого, прочим родственникам и княжеской казне.
Сословие
В казну
Родичам
В сумме
кэссарь, жрец
20 айрэ
80 айрэ
100 айрэ: 50 волов
ки'саар, маг, шериф
12 айрэ
60 айрэ
36 волов
нандор, мавар, саном
10 айрэ
40 айрэ
25 волов
лит
10 айрэ
12 айрэ
11 волов
холоп
6 айрэ
6 айрэ
6 волов
изгой
6 айрэ
0 айрэ
3 вола
Лестиар за убийство свободного человека определялся в 20 волов или 420 коштов ржи. Существовала ещё цена чести, размер которой зависел от состояния и общественного положения жертвы. От родственников преступника зависело или уплатить за него, или же отказаться от него и обречь его на изгнание. Случайное убийство не освобождало от платежа штрафа. Убийство тайное или из засады влекло за собой двойной штраф. Существовал тариф штрафов за увечья и побои. Размер вознаграждения за убытки находился в прямом отношении к званию потерпевшего и в обратном к званию нанёсшего вред.
Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Судебный процесс по Неверрской правде носил состязательный характер. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Начальной стадией процесса служил арест, который налагался истцом на имущество (землю или скот) ответчика и вместе с тем служил обеспечением иска. Если у ответчика не было никакого имущества, то он подвергался личному задержанию и отводился к истцу с оковами на ногах и цепью на шее; истец обязан был давать ему только чашку мясного бульона в день. Если истец и ответчик принадлежали к разным кланам и арест имущества был трудноисполним, то истец мог задержать всякое лицо из клана ответчика как заложника. Заложник платил за своего соплеменника и имел к нему право обратного требования. Если арест имущества или заложник не побуждали ответчика явиться на суд, то дело оканчивалось поединком, который происходил при свидетелях из числа брегонов.
Суд принадлежал главе клана или номарху, но вообще имел характер третейский. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Неверрская Правда называет пять видов доказательств, применяемых в судебном процессе: свидетельство очевидцев, присяга, мистические откровения, судебный поединок, ордалии, поддержка соприсяжников. Последнее занимает важное место. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». К ордалии обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников.
Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей под председательством гланадара - главы местного клана, - который выносил приговор. При постановлении решения он руководился мнением брегонов (brangollon - высокочтимый старец, потом braegon — судья) - вещателей права и хранителей формул, которыми были жрецы-мужчины. В своих заключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют правовые нормы, кроющиеся в правовом сознании народа. Принадлежность брегонов к числу жрецов придавала их заключениям религиозный авторитет.
Если преступник принадлежал другому клану, и родной клан не хотел выдавать его на чужой суд, то судебный процесс проходил под председательством номарха, в подчинении которого состояли оба клана. Высшей судебной инстанцией являлся суд кэссаря, занимавшийся, в основном, расследованием преступлений против государства и религии: святотатств, разбоев, измен, фальшивомонетчества, проповедничества ереси и прочего.
Годрик, сын Витаута